Термин «интеллектуальная собственность» появился во французском законодательстве конца XVIII века. Это связано с появлением во Франции проприетарного подхода к авторскому и патентному праву. Авторское право опиралось в своей основе на теорию естественного права. Но практически сразу после своего появления, понятие «авторского права» подверглось критике со стороны многих ученых.
Противники этого понятия обосновывали свою позицию тем, что нельзя сопоставлять правовой режим, который соответствует материальному характеру вещей и объектов, имеющих нематериальный характер к категории которым, относятся как авторские произведения так и различные технические изобретения.
Те, кто поддерживал необходимость защиты интеллектуальной собственности придерживались мнения, что в в этой ситуации объектом собственности выступают объекты особого рода. Следовательно, необходимо создавать правовую базу, которая сможет регулировать взаимоотношения в этой специфической сфере. Необходимость разработки такой законодательной базы объясняется нематериальным характером объекта правового регулирования.
Свое логическое завершение данный подход нашел в теории интеллектуальных прав, на основании которого права авторов, изобретателей, патентообладателей и т.д. должны быть признаны правами sui generis, т.е. правами особого рода. Такие права находятся вне классического деления гражданских прав на вещные, обязательные и личные.
Теория особых интеллектуальных прав, многие сторонники которой вообще выступают против использования термина «интеллектуальная собственность», является в наши дни одной из наиболее распространенных.
Читать дальше
В рамках действующего законодательства установлено два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Кроме того, в законодательстве установлен примерный перечень произведений, которые могут являться объектами авторского права. Так же в законодательстве прописана сфера действия авторского права..
К объектам авторского права относятся:
• произведения науки;
• литературные произведения;
• произведения искусства.
Но важным критерием отнесения к авторскому праву является то, что данный объект должен являться результатом творческой деятельности и быть представлен в какой-либо объективной форме.
В том случае, если отсутствует хоть один из перечисленных критериев, то такой объект не может рассматриваться в качестве объекта авторского права.
В то же время, объектом авторского права может выступать как произведение в целом, так и его часть, в том случае, если она отвечает данным критериям.
Под творчеством понимают умственную деятельность, результатом которой становится созданием творчески самостоятельного объекта науки, литературы или искусства. Такую деятельность относят к категории продуктивной деятельности. На практике критерий творчества сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности.
Читать дальше
Сфера действия авторского права распространяется на все обнародованные или необнародованные произведения, которые представлены в какой-либо объективной форме на территории РФ. При этом, с точки зрения закона не имеет значение гражданство самого автора или его правопреемников.
В том случае, если обнародование произведения происходит за рубежом, то авторское право защищает интересы автора, только в том случае, если автор является гражданином РФ. В том случае, если автор является иностранным подданным, то авторское право устанавливается исходя из действующих международных договоров РФ. В том случае, если в течение тридцати дней после первого опубликования произведения за рубежом, оно публикуется в России.
К субъектам авторского права относятся: авторы произведений науки, литературы и искусства, правопреемники, другие лица, в том случае, если они приобрели в рамках действующего законодательства или на основе заключенного договора исключительные авторские права. При этом субъектами авторского права могут являться как физические, так и юридические лица.
Автор является носителем авторских прав автоматически. При этом не является обязательным получение какого-либо разрешения или регистрации. В том случае, если произведение является результатом совместного труда нескольких авторов, то такое произведение принадлежит соавторам совместно. В том случае, если часть созданного произведения может использоваться независимо от остальных частей, то в этом случае автор имеет право использовать свою часть независимо от других авторов.
Так же взаимоотношения между соавторами могут регулироваться на основе договора, заключенного между ними. При этом обязательным условием является то, что данный договор в обязательном порядке должен быть подписан всеми соавторами. Копия данного договора должна прилагаться к авторскому договору.
Читать дальше
Система международной охраны авторского права базируется на системе защиты авторского права, которая действует внутри государства. Но несмотря на наличие правового регулирования в данной сфере проблема нарушения авторских прав является очень актуальной во всем мире.
В России проблема защиты авторских и смежных прав особенно актуальна, поскольку нарушения в данной сфере носят массовый характер. одной и причин этого является то, что данная проблема является для России достаточно новой. На протяжении длительного времени законодательная база в сфере авторского права практически отсутствовала. Несмотря на принятый 09.07.1993 года Закон РФ «Об охране авторских и смежных прав» ситуация в стране существенно не изменилась.
Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню развития пиратства. Поэтому существенная роль в осуществлении регулирования в данной сфере должна отводиться органам внутренних дел. Так в январе 1996 года, в рамках уголовного кодекса был зафиксирован новый состав преступления (ст.146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»). В большинстве развитых стран в структуре полиции и прокуратуры присутствуют специальные отделы, деятельность которых направлена на охрану интеллектуальной собственности.
В настоящее время в России так же сформирована необходимая правовая база которая позволяет разрешить существующие в нашей стране проблемы, связанные с защитой авторских и смежных прав.
Читать дальше
1 Багданов Т.С. Проблемы авторского договора // Мир права. – 2002. - №4 – С. 10-14.
2 Богатова Л. Соглашение в области охраны авторских прав. // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права - №7 - 1997 - С. 52 - 63.
3 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторских и смежных правах» -М.: Издательство «Спарк» - 1996.
4 Зятицкий С., Терлецкий В., Леонтьев К. Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 5-11.
5 Максимова Л.Г. Права автора и их защита: Вопросы и ответы. Документы и материалы. М., 2001. С. 16, 17
6 Никитина М.И, Чернышёва С. А. Авторский договор в гражданском праве // Правоведение - №3, - 1998 - С. 155.
7 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2001. 39с.
8 Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 86.
9 Судариков С.А. Технические меры защиты авторского права и смежных прав в Интернете//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 42.
10 Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства. // Российская юстиция. – 2000. – №5.
Читать дальше