Историю Веймарской республики можно условно разделить на три периода.
Первый период продлился с момента возникновения республики до 1923 года. Внутриполитический кризис сопровождался кризисом в сфере внешней политики, шла упорная борьба между немецкой стороной и державами-победительницами вокруг выполнения условий мирного договора.
С прекращением борьбы за Рурский бассейн и удавшейся санацией денежной системы в конце 1923 года начинается второй этап в истории Веймарской республики. Это был период экономической стабилизации и политической консолидации, в том числе в сфере внешней политики. Выплаты репараций были реструктурированы при помощи американцев с принятием «плана Дауэса», который был сориентирован в большей степени на возможности германской экономики. Период завершается мировым экономическим кризисом, который имел фатальные последствия для германской демократии [4, c. 429].
Последний период Веймарской республики характеризуется ухудшением экономической ситуации в стране, скачкообразным ростом безработицы и прогрессирующим развалом основ демократии.
Итак, 22 июня 1919 года парламент принял Веймарскую конституцию, которая вступила в силу 11 августа. Формально она воплотила в себе давнишнюю мечту либералов об установлении демократии на парламентской основе, но так и не привела к фундаментальным изменениям в общественном сознании немцев, которые продолжали именовать страну империей [8, c. 62.].
Поражение Германии, которое высшее военное командование рейхсвера вынуждено было публично признать 2 октября 1918 г., и соответственно тяжелейшие условия Версальского мирного договора вызывало у населения глубочайший шок.
Задача социал-демократического правительства состояла в том, чтобы заключить мирный договор с победителями на фоне скептицизма в отношении республики и нужды послевоенного времени. 23 июня 1919 г. Национальное собрание Германии приняло решение согласиться с условиями мира без всяких оговорок, и уже 28 июня в Версале появились германские уполномоченные по мирному урегулированию министр иностранных дел Герман Мюллер и министр юстиции Иоханнес Белл, которые в тот же день скрепили подписями документ [6, c. 65].
Договор вступил в силу 10 января 1920 г. В статье 231-й, так называемой «оговоркой о виновности в войне», которую Г. Киссинджет назвал «грубейшим психологическим просчетом», говорилось, что Германия несет полную ответственность за развязывание первой мировой войны и заслуживает сурового морального осуждения.
Читать дальше
Густав Штреземан основатель Немецкой народной партии, пробыл канцлером Германии с августа по ноябрь 1923 года, зато его канцлерство пришлось на самый тяжелый кризисный 1923 год. После смещения с поста главы правительства 23 ноября 1923 г. в результате вынесения рейхстагом вотума недоверия он встал 30 ноября во главе внешнеполитического ведомства, которым руководил в составе семи кабинетов вплоть до своей смерти, последовавшей 3 октября 1929 г. Германии в тот момент требовался достаточно дальновидный и терпеливый политик, который смог бы демонтировать или, по меньшей мере, ослабить дискриминационные оковы Версальского договора и обеспечить стране возвращение в круг влиятельных международных игроков.
Сам Штреземан понимал, что курс на конфронтацию с Францией не принесет Германии никаких дивидендов на отдаленную перспективу, поэтому сосредоточился на установлении максимально возможного взаимопонимания с Парижем, твердо проводя курс на выполнение международных обязательств Германии [10, c. 238].
Долгое время фигура Штреземана была окутана ореолом идеализма и пацифизма. Но когда достоянием гласности стали его записки, то перед обывателем предстал расчетливый практик, следовавший принципам «реальной политики», добивавшийся осуществления германских национальных интересов с беспощадной настойчивостью. Для него эти интересы состояли в том, чтобы вернуть страну к состоянию до 1914 года [9, c. 211].
Глава германского МИДа предложил вынести новый график репарационных платежей на рассмотрение международного арбитража, справедливо полагая, что в международном формате будет легче минимизировать французские претензии. В ноябре 1923 года Франция согласилась с назначением американского банкира Чарльза Гейтса Дауэса, впоследствии вице-президента США, на роль «беспристрастного арбитра» для рассмотрения вопроса об уменьшении суммы репараций, причитавшихся Франции. Рекомендации «комитета Дауэса», согласно которым устанавливался график платежей в ограниченных размерах в течение последующих пяти лет, были приняты на конференции держав-победительниц в апреле 1924 года.
Реализация «плана Дауэса» позволила Германии в 1927 году превзойти довоенный уровень 1913 года. С 1924 по 1929 год объем производства в стране возрос на 50%, и во многих областях удалось отвоевать прежнее лидирующее положение на мировых рынках.
Читать дальше
1. Большая историческая энциклопедия / Новиков С.В. и др. – М.:Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004, 943 с.
2. Европа после второй мировой войны: духовная и социально-политическая эволюция. // Гуманистические ценности европейской цивилизации, Ч. 2, СПб., 1992.
3. История международных отношений: Учеб. пособие: В 2 т. / Под общей редакцией акад. О. А. Колобова. – Н. Новгород: ИФ ННГУ, 2001.
4. Киселева В.И., Кертман Л.Е., Юровская Е.Е. Панченкова М.Т. «Хрестоматия по истории международных отношений» – Европа и Америка – М.: Министерство Просвещения, 1963.
5. Клейменова М. Е., Сидоров А. Ю. Версальско-Вашингтонская система международных отношений: проблемы становления и развития. М., 1995.
6. Минц И.И. Возникновение Версальской системы // Вопросы истории. 1984.
7. Поздняков Э.А. Геополитика. – М., Прогресс-Культура, 1995.
8. Системная история международных отношений в двух томах / под ред. А.Д. Богатурова. Том первый. События 1918–1945 годов. – М., 2006.
9. Шацилло В.К. Новейшая история ХХ века. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004, 319 с.
Читать дальше