Для проведения исследования и написания научной работы большое значение имеет знание методологии и методов научного исследования. Это связано с тем, что в процессе научной работы больше всего вопросов которые возникают, носят методологический характер. это связано с отсутствием опыта в использовании методов научного познания, применении логических законов и правил, новых средств и технологий.
Одной из наиболее сложных задач, возникающих в процессе исследования, является необходимость объяснять или находить практическое применение. Тем не менее, нельзя игнорировать какие-либо явления, только потому, что их трудно объяснить. Каким бы уникальным не было научное открытие, если оно плохо раскрыто, то на протяжении длительного времени это открытие может оставаться невостребованным и не использоваться на практике.
В процессе научного исследования все имеет большое значение. сосредотачивая внимание на наиболее значимых вопросах исследуемой темы, нельзя упускать те факты, которые на первый взгляд кажутся малозначащими. В науке даже казалось бы малозначительные факты могут привести к большим научным открытиям.
В процессе научного исследования недостаточно просто установить новый факт, необходимо дать ему объяснение с точки зрения современной науки, а так же раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значения
Читать дальше
Под методом понимают совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он применяется для получения и обоснования объективно истинного знания.
На характер метода оказывают влияние следующие факторы:
• предмет исследования;
• степень общности поставленных задач;
• накопленный по данной проблеме опыт;
• уровень развития научного знания и т.д.
Правильный выбор метода научного исследования имеет большое значение, поскольку методы, которые могут эффективно применяться в одних научных исследованиях могут оказаться неприменимы для других.
При этом, многие выдающиеся достижения в науке были получены в результате переноса и использования тех методов, которые хорошо себя зарекомендовали в других областях исследования. Следовательно, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук [2].
Методология это учение о методах. Основной задачей методологии является упорядочивание и систематизация методов исследования, а так же устанавливает пригодность этого метода для применения в той или иной области научного исследования. Так жа методология позволяет ответить на вопрос о том, какие необходимы условия для получения достоверного результата и реализации определенных научных целей.
Благодаря разнообразию существующих видов человеческой деятельности приводит к формированию большого количества различных методов. Эти методы могут классифицироваться по различным признакам. В рамках научного познания применяются следующие методы:
• общие;
• специфические;
• эмпирические;
• теоретические;
• качественные;
• количественные и т.д.
Под методом понимают совокупность действий, которые направлены на то, чтобы помочь достижению желаемого результата.
Читать дальше
Любая научная работа состоит из трех основных частей:
• вводной части;
• основной части;
• заключительной части.
Большинство учебно-научных работ студентов по своей композици-онной структуре состоит из следующих элементов:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть;
• заключение;
• списка использованных источников.
Кроме вышеперечисленных элементов работа может содержать еще один элемент – приложения. В приложения выносятся:
• таблицы;
• графики;
• другие дополнительные материалы.
Титульный лист является первой страницей научной работы. На ти-тульном листе указываются:
• надзаголовочные данные;
• сведения об авторе;
• заглавие;
• подзаголовочные данные;
• сведения о научном руководителе;
• место и год выполнения работы.
Оглавление должно раскрывать основное содержание научной рабо-ты. Это осуществляется на основе обозначения глав, параграфов научной работы с обозначением страниц на которых эти разделы начинаются. Как правило, оглавление находится в начале или конце научной работы. Названия глав и параграфов которые находятся в оглавлении должны полностью соответствовать заголовкам, которые присутствуют в тексте [1].
Введение должно являться своего рода введением в круг вопросов и проблем, которые рассматриваются в данной работе. Кроме того, во вве-дении должны быть отражены:
• актуальность темы исследования;
• научная новизна темы исследования;
• научная и практическая значимость темы;
• показывается, насколько проработана данная тема.
Все эти элементы служат для обоснования выбранной темы научного исследования. Кроме того, во введении формулируются цели и задачи ис-следования, формулируются объект и предмет исследования, описываются методы и практическая база исследования.
Как правило, объем введения составляет от 5 до 7% от объема ос-новного текста.
Читать дальше
Тема научно-исследовательской работы по своей сути является опре-деленным научным направлением или научной проблемой. Понятие науч-ное направление включает в себя комплекс наук или научных проблем, в рамках которых ведутся данные исследования. Внутри общего направле-ния проведения исследования можно выделить более узкие, конкретные направления.
В свою очередь, научная проблема представляет собой:
• комплекс сложных теоретических и практических задач;
• совокупность тем научно-исследовательской работы.
Под научной темой понимают сложную задачу, которая нуждается в решении. Темы научного исследования могут быть:
• теоретические;
• практические;
• смешанные.
Разработка теоретической темы осуществляется на основе анализа литературных источников. Разработка практической темы осуществляется на основе изучения, обобщения и анализа практического материала. Для смешанных тем характерно присутствие черт, характерных перечислен-ным выше темам. В таких работах присутствует как теоретический, так и практический аспекты [2].
Тема научно-исследовательской работы может охватывать опреде-ленный круг вопросов.
К научным вопросам относятся небольшие задачи, которые относят-ся к какой-то одной теме. Выбор темы научного исследования имеет боль-шое значение, поскольку, правильна выбранная тема по сути наполовину обеспечивает успешное выполнение работы.
Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ опреде-ляются кафедрами. Тема исследования должна соответствовать програм-мам курсов учебных дисциплин, а так же учебным планам.
При составлении тематики научно-исследовательских задач необхо-димо учитывать существующие на кафедрах научные направления, а так же возможность обеспечения студентов работающего по выбранной теме квалифицированным научным руководством. Кроме того, выбранная тема должна являться актуальной, обладать научной новизной, практической и теоретической значимостью.
Читать дальше
Научно-исследовательская работа может выполняться как в ауди-торное, так и в позааудиторное время. Выполнение такой работы требует от человека требует постоянного кропотливого умственного труда. В про-цессе выполнения такой работы происходит формирование таких волевых качеств как:
• настойчивость;
• умение преодолеть препятствия;
• способность к саморазвитию;
• внутреннему стремлению к познанию нового и более полного выявления и развития собственных возможностей а также нужды в определении собственного «языкового лица»;
• перехода к отвлеченно-логическому мышлению, аргументиро-вано доказательным суждениям, базирующихся на основе раз-нообразных языковых ресурсов.
Именно в связи с этим, формирование навыков научной работы име-ет большое значение, как для формирования личности, так и для повыше-ния уровня профессионализма.
Читать дальше
1. Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д. - М., 1982.
2. Гуслякова, Л.Г Требования к курсовым и выпускным квалификаци-онным работам: методические рекомендации для студентов дневного и заочного отделений / Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина. - Барнаул, 2009. - 22 с.
3. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготов-ки и оформле-ния/Кузнецов И.Н. - Минск, 2000.
4. Лукашевич В. К. Научный метод/Лукашевич В.К. - М., 1991.
5. Методологические проблемы научного знания - Минск, 1993.
Читать дальше