Изменения в сфере индивидуальной и групповой национальной идентичности в многонациональном обществе осуществляются в процессе межэтнического взаимодействия. В данной диссертационной работе важнейшей посылкой, лежащей в основе проведенного исследования, является тезис о многовариантности типов межэтнического взаимодействия, определяющих изменения в области индивидуальной национальной идентичности. Для более глубокого понимания сущности выделяемых поведенческих стратегий в сфере формирования и изменений в национальной идентичности представляется необходимым охарактеризовать главные положения теорий, послуживших в данной работе основой для построения типологии межэтнического взаимодействия.
Существующие подходы, объясняющие и описывающие содержание и механизмы процесса взаимодействия представителей разных этнических групп, можно разделить на три основные типа. В первом подходе процессы межэтнического взаимодействия рассматриваются в категориях ассимиляции; второй - исходит из принципа доминирования субординационных отношений в системе межэтнической коммуникации; и третий базируется на принципе “культурного плюрализма“ – возможности сосуществования в обществе разных этно-культурных сообществ.
В целом первоочередной задачей государственной и региональной политики в сфере регулирования происходящих этнополитических процессов в Российской Федерации является обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия представителей всех этнических групп, проживающих в республике, в области поддержания и развития своих национальных культур. Развитие культурно-воспитательной работы с использованием республиканских средств массовой информации должно быть в первую очередь направлено на поддержание этно-культурной стабильности и взаимной лояльности между представителями всех
национальностей.
Основная форма воплощения данного равноправия заключается в правовой гарантии возможности изучения родных языков и поддержанию национальных культур.
Для республики актуальна задача разработки как гибкой системы образования, отвечающей потребностям населения изучать титульные языки, так и подготовки для этих целей преподавательских кадров.
В то же время успехи по распространению языков в республиках Российской Федерации могут привести к ответным требованиям по поддержке своих культур со стороны не титульных национальностей, проживающих на территориях Республик, в первую очередь русских и других славянских народов. Поскольку в случае отсутствия в будущем программ по поддержанию родного языка и культурной самобытности перечисленных национальностей, данные группы населения будут подвержены сильному ассимиляционному давлению со стороны титульных национальностей, на территории которых они проживают.
В целом необходимость разработки продуманной государственной и региональной программ по проведению языковой и образовательной политики затрагивает интересы не только те национальные группы, которые не имеют национально-территориальных образований на территории РФ. Процессы культурно-политической автономизации Республик, входящих в состав Российской Федерации, могут привести к углублению социальной дифференциации внутри титульных этнических групп, особенно это касается различий между городским и сельским населением, где городские жители за счет высокого уровня двуязычия обладают гораздо более широкими возможностями социальной мобильности.
Происходящие социально-политические трансформации также приведут к значительному увеличению знания второго языка среди этнических русских, проживающих в инонациональном окружении, пропорция которых до настоящего момента было близка к нулю. Все эти тенденции необходимо учитывать при разработке программ образовательной и языковой политики, основная задача которой состоит, с одной стороны, в том, чтобы обеспечивать равные возможности культурного развития всем национальностям России, а с другой - создавать условия для всестороннего взаимодействия народов, исторически связанных общей судьбой и объединенных в единое государство.
Читать дальше