Еще в древности велись переговоры о мирном сосуществовании разных стран, о взаимовыгодных отношениях между государствами. Но только 1815 г. появилось такое понятие как «дипломатический протокол». На Венском конгрессе было большое количество гостей, и во избежание недоразумения единый порядок их первенства, рассаживания и т.д. был оформлен в виде протокола, который впоследствии стал включать в себя вопросы этикета и церемониала.
До сегодняшнего дня дипломатический протокол постоянно претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни. Во второй половине прошлого столетия государствам удалось выработать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях (1961 г.). С этого момента все государства мира, и даже те, которые формально воздерживаются от присоединения к Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают эти нормы в своей практической работе. В некоторых государствах положения Венской конвенции был внесены в национальные законодательства и стали рассматриваться ими как норма национального права. Другие страны предпочли дополнительно принять собственные законы с учетом обязательств, вытекающих из данных положений. Тем не менее, признавая и соблюдая основные общепринятые нормы международной практики, протоколы разных стран отличаются. Например, российскому протоколу чужды излишняя помпезность, но характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой стороны.
Основной сущностью Европейского Союза (далее ЕС) является интеграция в него стран, с целью образовать сильную еврозону, с мощной экономикой, чтобы европейцы жили в ней, как в сказке. Экономика государств-членов и их дальнейшее развитие состоит в свободном передвижении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов. В ведении ЕС находятся общий рынок, сферы общей политики, экономический и валютный союз, отношения с третьими странами, вопросы общей обороны и вопросы борьбы с преступностью. Дипломатический протокол является важным инструментом реализации основных принципов политики ЕС, а значит и стран-членов ЕС.
Итак, интеграция стран в Европейский Союз — основополагающий принцип деятельности Евросоюза: чем больше стран войдет в ЕС и будет стремиться войти в него, тем эффективнее будет его деятельность и влияние на мировую политику. Но, сегодня, мир сильно изменился, и на деле мы видим декларированные демократию и свободу, экономическую выгоду вступления стран в ЕС не так радужно, как раньше, когда он образовался. Евросоюз ведет надгосударственную и наднациональную политику и, по мнению М.Л. Энтина, наступил «Глобальный кризис, и кризис суверенной задолженности внес свои коррективы» [12]. Лебедева И. в статье «За стенами Евросоюза, или Протоколы ЕС-овских мудрецов» в унисон М. Энтину говорит о том, что «народам Европы навязали в другой упаковке уже отвергнутую ими унифицированную конституцию, которая попирает суверенитет, провозглашаемый Основными Законами большинства европейских государств» [11]. Таким образом, можно сделать вывод, что Протоколы ЕС не отвечают задекларированными в них положениями. А «западное общество на регулярной основе, изо дня в день вводится в заблуждение. Его заставляют жить, думать и чувствовать представлениями прошлого[12], и ЕС всеми силами и способами пытается «возродить европейскую идею. Вернуть людям веру в европейский проект. Придать европейской интеграции былую притягательность» [12], утверждает М.Л. Энтин. И это на фоне убавления евроэнтузиастов.