Упражнение 1. «Мое имя»
Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Инструкция: 1. Пожалуйста, подумайте о том и затем запишите, что в вас, в вашем имени является самым важным, самым существенным.
Самое важное в моем имени – ассоциация с родителями.
2. После этого попробуйте найти этому краткую форму выражения, в виде прилагательного и также запишите.
«Почтение»
Ответьте на следующие вопросы:
1. Легко ли было выполнять упражнение? Если нет, то какие сложности возникли?
Задание выполнять сложно, так как никогда не задумалась над важностью и значением своего имени
2. Нравится ли вам ваше имя и почему? (если нет, то почему?)
Да нравится
3. Какие чувства у вас возникли, когда вы писали о вашем имени?
Чувство гордости, пришла мысль «Насколько было важно родителям это имя и почему назвали именно так»
4. Какой вывод вы сделали из упражнения?
Задание 2. Опишите основные принципы и правила тренинговой работы. Охарактеризуйте правила подачи обратной связи.
Тренинг является обязательным, а не добровольным и, если он будет проводиться формально, без создания особой атмосферы, то не будет эффективным.
Опишем основные специфические принципы работы тренинговой группы и вытекающие из них правила:.
Принцип и правило максимальной активности
В процессе тренинга учащиеся должны вовлекаться в специально организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Активное поведение, даже не совсем правильное, на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому нужно быть терпимыми к ошибкам, чтобы учащиеся чувствовали себя свободно и комфортно.
Для поддержания активности важно стремиться к тому, чтобы сделать из тренинга не рядовое занятие, а событие. Тренинговые занятия ни в коем случае не должны быть скучными. Для этого их важно наполнить самыми разными видами активности. Все, что происходит на тренинге не должно замыкаться только на нем и превращаться просто в игру. Постоянно нужно делать ссылки на обыденную жизнь, стремиться к максимальному переносу полученных навыков в практику..
Общение по принципу «здесь и теперь»
На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т. е. обсуждают не прошлое или возможное поведение, а только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность. .
Принцип и правило персонификации высказываний
Суть его состоит в отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. То есть вместо высказываний: «считается...», «некоторые считают, что ...» в группе нужно говорить, используя формы: «я считаю, что...» и т. п. За выполнением этого правила (как и всех остальных) должен следить ведущий тренинга.
Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочости высказываний
В тренинговой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы.
Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безоценочность суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении.
Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности
Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия, на избавление от взаимных подозрений, неискренности, страха. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.