В центре и на местах формировалась бюрократия – исторически сложившаяся чиновничья администрация высших и местных органов власти и управления, законодательно утверждённая и опиравшаяся на полицейский аппарат. Деятельность бюрократии определялась разработанным самим Петром «Генеральным регламентом» от 28 февраля 1720 г., ставшим российским уставом всей государственной гражданской службы Российской империи XVIII-ХIХ вв. Именно от Петра Великого Россия наследует все новые, европеизированные стороны жизни. Петра I отличает вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда крайне активная законодательная деятельность великого преобразователя. По мысли Петра чиновники должны были исполнять и блюсти закон в целях «общего блага» и «государственной пользы». Поэтому царь наставлял чиновников: «Глава же всему, дабы должность свою и наши указы в памяти имели и до завтра не откладывали, ибо как государство может управлено быть, где указы действительны не будут, понеже презрение указов ничем не рознится с изменой. Данный документ был необходим для упорядочения документооборота и других дел в России. Нужно было упорядочить действия чиновников в осуществлении государственного управления.
Читать дальше
В «Генеральном регламенте» 1720 г. Петром был определён весь механизм деятельности аппарата управления. При этом, кроме моральных норм государственной службы (боязнь согрешить перед Богом, обмануть варя, запятнать совесть, честь), Петром Великим был введён и ряд юридических надзорных институтов за деятельностью чиновников. Наказаниям подлежали те чиновники, которые могли нарушать положения, требующие честности, принципиальности, и не боялись провиниться перед Богом и царём. Ключевский называет двух «врагов казны и общего блага, которым не было никакого дела ни до какой правды и равенства, но которые были посильней царской тяжеловесной и беспощадной руки», – это дворянин и чиновник – «творение той же власти, которой они так плохо служили». Историк показывает, что современниками-иностранцами чиновники петровского времени «изображались истинными виртуозами своего ремесла. Средства для взяточничества были неисчислимы, и их также трудно исследовать, как и исчерпать море».
Созданная Петром на западноевропейский манер бюрократия оказалась неразделимой с вечным губительным явлением отечественных управленцев прежних веков – фактом взяточничества.
Читать дальше
Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные указами от 2 и 5 марта 1711 г. фискалы. Формировавшаяся империя требовала чёткой работы исполнительного аппарата – чиновников всех рангов, поэтому в борьбе с коррупцией Пётр делал ставку на институт фискалитета – на внутреннюю тайную слежку особых платных осведомителей за чиновниками всех рангов. Статья о взятках фискалов не была пустой формальностью. Требовательный к себе и подданным, Пётр I действовал сурово и справедливо, казнив в ноябре 1722 г. оберфискала А.Я.Нестерова, уличённого во взятках и лихоимстве. Для самого Петра это был сильный удар – в злоупотреблениях был уличён его доверенный человек, совсем недавно прославившийся открытием и преследованием злоупотреблений сибирского губернатора князя М.П.Гагарина, повешенного в 1721 г. Сибирский губернатор князь Матвей Гагарин был повешен за то, что кроме других должностных преступлений ещё и брал взятки, вымогал у купцов «китайские подарки» и не побоялся присвоить «три алмазных перстня и алмаз в гнезде», предназначавшиеся для жены Петра – царицы Екатерины Алексеевны.
С.М.Соловьёв подробно перечисляет разного рода «презенты», которые брались высшими должностными лицами. Например, открылось, что генерал, сенатор князь Я.Ф.Долгорукий получал с разных персон сотни и тысячи червонцев, сотни рублей, дорогие меха, был сам посредником во взятках «за то, чтоб от розыску быть свободну», получал подарки «лошадьми с конскими уборами» и другие ценности.
Читать дальше
День архивов. Датой для его установления является 10 марта каждого года. В этот день (по новому стилю) в 1720 году был опубликован «Генеральный регламент или Устав» - первый в России общегосударственный правовой акт, определивший основы архивного дела в стране. Регламент был написан Петром I и вступил в силу закона 28 февраля (10 марта по новому стилю). Личное участие в законотворчестве – особенность деятельности Петра. Очень неразборчивым почерком, с большим количеством орфографических ошибок, царь сочинял свои указы, причем некоторые из них он многократно переписывал. Среди указов и регламентов, изданных Петром I, Генеральный регламент выделяется своей значимостью. Сколь важным считал царь Генеральный регламент, свидетельствует наличие его 12 редакций, из которых 6 принадлежат перу Петра. Этот документ состоит из 56 глав, устанавливающих права, обязанности и порядок службы должностных лиц, начиная от президента коллегии и кончая сторожем. Для архивистов же особо важны две – глава 32 «О должности актуариуса» и глава 44 «О Архивах». В главе 32 подробно расписаны все должностные обязанности. Собственно, вся глава и посвящена этому.
Чем же должен заниматься архивариус (более позднее название должности, но встречается и в Генеральном регламенте)? А вот чем: «… Получаемые в коллегии письма прилежно собирать, оным реестр чинить, листы перемечивать… квитанционную книгу иметь…и в той же книге отмечать, что принято… иметь надзирание и попечение о бумаге, перьях, чернилах, сургуче, воске, о дровах, свечах и прочем, что надлежит, и сверх того некоторая часть канцелярских дел ему придается; а где в коллегиях регистратор не обретается, надлежит актуариусу его во всем исправлять… ».
Читать дальше
28 февраля 1720 г. Петром Великим был подписан «Генеральный регламент или Устав». Его значимость для истории России заключается в том, что он определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Реформы Петра I положили начало формированию государственной архивной службы России. Уже в Древней Руси существовали документы, которые необходимо было хранить. Речь прежде всего идет о правовой документации: Русская правда, княжеские уставы, договоры и т.д. и т.п. Эти наиболее важные документы записывались на пергамене (пергаменте), что было чрезвычайно дорого, поэтому «носителями» большинства документов являлась береста. В настоящее время найдено более 600 берестяных грамот. Рукописей, написанных на пергамене с Х по ХIII вв., сохранилось до нашего времени всего 130. С изобретением бумаги и появлением скорописи, то есть с XIV в. количество документов резко возросло. Первоначально вся документация обычно хранилась в монастырях. Однако в конце XV в., с образованием русского централизованного государства и появлением приказов, они стали храниться не только в монастырях, но и в приказных избах. В XVII в. насчитывалось уже более 60 приказов. В начале XVIII в. преобразуется страна и вместе с ней архивное дело.
Читать дальше
1. «Генеральный регламент…» от 28 февраля 1720 г. // В.И. Лебедев. Реформы Петра I. Сборник документов. – М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.
2. «Табель о рангах…» от 24 января 1722 г. // В.И. Лебедев. Реформы Петра I. Сборник документов. – М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.
3. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: учебник для вузов. / Н.П. Ерошкин. – 3-е изд., первое и доп. – М.: Высш. ак., 1983.
4. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России: учебное пособие / М.П. Илюшенко. – М.: РГГУ, 1993.
5. Картавов, П.А. Исторические сведения о гербовой бумаге в России, вып.1, 1966-1801 / П.А. Картавов. – СПб., 1900.
6. Кузнецова, Т.В. Введение в специальность « Документоведение и документационное обеспечение управления»: учебное пособие / Т.В. Кузнецова. – М.: РГГУ, 2003.
7. Лукашевич, А.А. К истории делопроизводственной документации России XVIII в. / А.А. Лукашевич // Отечественные архивы. – 2004. - № 4. – С. 12-18.
Читать дальше