Актуальность темы. Проблема общения рассматривается как междисциплинарная, т. к. является сферой изучения таких наук, как философия, психология, социология, лингвистика, педагогика. Каждая наука изучает общение с разных сторон.
Общение является важнейшей категорией психологической науки и рассматривается наравне с деятельностью как специфическая форма активности человека. И общение, и деятельность находятся в неразрывном единстве, но в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем, общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. Таким образом, общение может рассматриваться и как средство организации деятельности, и как удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.
Цель работы: рассмотреть психологию индивидуального и коллективного общения
Объект. Психология
Предмет. Общение
Читать дальше
Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”, а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношении.
Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.
Читать дальше
Коммуникативные способности любого человека развиваются в процессе деятельности, в преднамеренном создании системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления нежелательных проявлений в общении. При выработке своего собственного стиля общения полезно знать некоторые педагогические истины:— общение — не только слова, общаться можно и молча;— общение должно быть адекватно ситуации;— публичное общение требует профессионализации обыденного общения;— общение должно быть целостным, а не затрагивать какую- то одну функцию;— нужно быть экономным в трате своих сил и времени. Общение можно назвать двигателем человеческой жизни, ведь без него человек просто не может жить. Люди даже придумали нормы человеческого общения, обязывающие к контактам: иногда приходится общаться вопреки своему желанию.
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне связи с другими людьми. В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «обще-ние» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вил деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.
Читать дальше
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна
Значение общения (его смысл):
1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);
2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;
3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.
Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.
При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.
Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.
Читать дальше
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 264 с.
2. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. – М.: Знание,2008– 62 с.
3. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2009. – 976 с.
4. Леонов Н. И. Психология делового общения: учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. – 216 с.
5. Резаев А. В. Парадигмы общения: взгляд с позиций социальной философии. – СПб. : Изд-во С.- Петербург. ун-та,2008. – 210 с.
Читать дальше