Парциальные программы дошкольного образования, используются в воспитательно-образовательном процессе и являются прекрасным дополнением к основной комплексной образовательной программе ДОУ.
Давайте рассмотрим и сравним две программы экологической направленности, которые наиболее чаще используют дошкольные организации это - «Юный эколог» Светланы Николаевны Николаевой и «Наш дом — природа» Натальи Александровны Рыжовой.
Светлана Николаевна Николаева - доктор педагогических наук, ее авторская программа «Юный эколог» - эта первая программа экологической направленности для дошкольников. Программа вышла в 1993 г., далее программа дорабатывалась и обновлялась.
Программа предназначена для детей от 2 до 6 лет в условиях детского сада и может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
Цель программы: воспитание экологической культуры дошкольников.
В программе намеренно не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, воспитатель может решать любые задачи.
Читать дальше
Проанализируем вторую выбранную нами программу экологической направленности
«Наш дом — природа» Натальи Александровны Рыжовой, доктора педагогических наук, кандидата биологических наук.
Эта программа предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшей и подготовительной групп) и соответственно рассчитана на два года обучения и ориентирует педагогов на системный подход к экологическому образованию старших дошкольников.
Основная цель программы — воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним с первых лет жизни.
Рассмотрим задачи:
1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний доступных пониманию ребенка дошкольника.
2. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, ценности общения с природой).
3. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
4. Развитие познавательного интереса к миру природы.
5. Воспитание гуманного эмоционально – положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
6. Формирование экологического мировоззрения педагогов и родителей, их активной позиции на основе взаимодействия взаимопонимания и сотрудничества.
7. Вовлечение в образовательный процесс различных социальных групп для решения экологических проблем.
Читать дальше
Главное отличие программ друг от друга это возраст детей, для которых предназначены программы, если «Юный эколог» для детей от 2 до 6 лет, то «Наш дом – природа» для детей 5 и 6 лет и младших школьников и обеспечивает преемственность экологического образования между ДОУ и школой.
Программы отличаются и по структуре « Юный эколог» ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания, «Наш дом - природа» на детей так же структурными особенностями программы, является то, что учебный материал включает обучающий и воспитывающий компоненты.
В то же время программы имеют общее - в своих целях подразумевают экологическое воспитание дошкольников.
Обе программы имеют широкое теоретическое и учебно-методическое обеспечение.
Обе программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Читать дальше