Актуальность данной темы вызвано тем, что соблюдение норм профессиональной этики имеет большое значение для педагогической деятельности. В основе профессиональной этики лежат кодексы поведения, которые определяют определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Специфика этой профессии связана с тем, что деятельность педагога сложно поддается регламентации и для нее невозможно разработать должностные инструкции, которые в полном объеме охватывали бы все стороны педагогической деятельности. Данная профессия по существу является творческой.
Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [3].
Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями [2].
В связи с этим педагогам очень важно осознавать свою роль в этом процессе, стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом.
То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от уровня профессиональной компетентности педагога.
Еще одной особенностью этих профессиональных групп является то, что в их профессиональной деятельности появляется новый элемент – взаимодействие с людьми, которые в данном случае выступают как объекты деятельности. Это приводит в свою очередь к усложнению моральных отношений.
В этом случае решающее значение имеет именно нравственная ответственность. В данном случае именно нравственные качества работника приобретают главное значения для определения его профессиональной пригодности. Поэтому очень важно, чтобы общеморальные нормы были конкретизированы в трудовой деятельности человека исходя из специфики его профессии [1].
Большую роль при этом играет уровень педагогического мастерства, присущий тому или иному педагогу. И проблема приобретения педагогического мастерства стала особенно актуальной в настоящее время.
Следовательно, педагогический такт является тем компонентом педагогического мастерства преподавателя, который необходимо формировать на протяжении всей профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя.
Предмет: педагогический такт как компонент педагогической деятельности.
Цель работы: проанализировать какую роль играет педагогический такт в профессиональной деятельности учителя.
Задачи:
• изучить понятие педагогического такта;
• рассмотреть взаимосвязь педагогического такта и профессиональной культуры педагога;
• проанализировать условия овладения педагогическим тактом;
• рассмотреть педагогический такт как важный критерий профессионализма учителя.
Читать дальше
Одной из специфических особенностей педагогической деятельности является то, что деятельность учителя связана с необходимостью работы с еще не сформировавшейся детской личностью. А это, в свою очередь требует от педагога высокого уровня педагогического мастерства и такта.
С таким понятием как педагогический такт связаны следующие профессиональные умения, играющие важную роль в педагогической деятельности:
• способность адекватно оценивать сложившуюся педагогическую ситуацию;
• уметь учитывать в профессиональной деятельности возрастные особенности школьника;
• предвидеть возможный эффект, который может возникнуть в результате педагогического воздействия на ученика.
Важной задачей, стоящей перед педагогом является выработка навыка осуществления постоянного контроля за своими поступками и словами. Кроме того, педагог должен уметь с помощью взгляда или жеста выражать свое отношение к словам и поступкам учащихся.
Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой.
Наиболее значимым компонентом профессиональной деятельности педагога является педагогическое мастерство. В процессе развития педагогики сформировались два основных подхода к пониманию педагогического мастерства.
Первый подход заключается в понимании методов педагогического труда. Второй подход заключается в том, что ведущая роль в воспитании принадлежит непосредственно личности самого педагога. По своей сути, эти два подхода не противопоставляются друг другу, поскольку методы, применяемые в процессе обучения, связаны с личностью педагога.
То есть разница между этими двумя подходами заключается в том, с какой точки зрения смотреть на процесс обучения, рассматривать метод, через личность педагога применяющего его, или через личность педагога, реализующую метод.
Следовательно, суть педагогического мастерства заключается в своеобразном слиянии таких важных компонентов личности, как:
• личная культура учителя;
• знания и кругозор учителя;
• всесторонняя теоретическая подготовка учителя;
• совершенное владение приемами обучения и воспитания;
• педагогической техникой и передовым опытом.
Одним из наиболее значимых компонентов педагогического мастерства является владение учителя искусством общения с учащимися. Искусство общения включает такие важные компоненты, как:
• умением выбирать нужный тон и стиль общения с учащимися;
• умение находить индивидуальный подход к обучаемым [2].
Приоритетной задачей стоящей перед системой образования является переход на качественно иной уровень, результатом которого является формирование ключевых компетентностей учителей.
Читать дальше
В процессе выполнения своей профессиональной деятельности педагог должен четко следовать нормам педагогической этики. Следование этическим норам должно базироваться на осознании их значимости, как в целом, так и в деятельности педагога в частности.
Требования к личности педагога сконцентрированы в таком понятии, как «профессиональный долг». Эти требования заключаются в том, что педагог обязан:
• выполнять трудовые функции;
• правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе;
• осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.
То есть именно в этом понятии находят свое отражение нравственные требования, не только к характеру поступков и отношений в педагогической деятельности, но и к личным качествам педагога. Эти требования формируют своего рода кодекс педагогической морали.
Качеством, без которого педагогическая деятельность учителя становится невозможной является педагогический такт. Под педагогическим тактом понимается интуитивное чувство меры, дает возможность дозировать воздействия и уравновешивать одно средство воздействия другим.
Педагогический такт зависит от личных качеств самого педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и уровня профессионального мастерства. Именно педагогический такт лежит в основе духовной близости, на которой базируется доверие между учащимися и педагогом.
Наиболее ярко педагогический такт проявляется в процессе осуществления контроля и оценивания деятельности учащихся. Педагогическая справедливость является своеобразной мерой объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Педагогический такт дает возможность педагогу выстраивать процесс общения с учащимися на основе положительных эмоций, а так же устанавливать и поддерживать психологический контакт с учащимися в процессе своей деятельности.
Читать дальше
Педагогический такт формируется вместе с педагогическим мастерством. Педагогический такт является результатом зрелости учителя, а так же результатом большой работы над собой направленной на приобретение специальных знаний и формировании умений общения с детьми. Педагогический такт базируется на хорошем знании психологии каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей современных детей.
Кроме того, важным моментом в формировании педагогического такта является знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Так же педагог должен владеть знаниями способов воздействия на учащихся [5].
Необходимо помнить, что конфликты, которые возникают между учителем и учеником происходят достаточно часто. И относятся к неизбежным явлениям педагогической деятельности. В связи с этим в процессе педагогической деятельности необходимо применять апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях. Эти методики дают возможность скорректировать сложившуюся негативную ситуацию и помочь в ее разрешении.
Читать дальше
Взаимоотношения, которые возникают между педагогом и его коллегами, родителями и учениками должно базироваться на осознании своего профессионального долга и чувстве ответственности. В понятии педагогический такт заключается в том, чтобы во всех действиях педагога присутствовало чувство меры. То есть человек должен уметь:
• сознательно дозировать действия;
• уметь проконтролировать действия;
• иметь навыки уравновешивать одно средство воздействия другим.
Педагог должен уметь не только соблюдать правила педагогического такта, но и уметь корректировать свое поведение и свои действия в соответствии с изменяющимися условиями [6].
Педагогический такт является формой реализации педагогической морали в процессе педагогической деятельности.
Среди основных элементов педагогического такта можно выделить:
• требовательность в сочетании с уважением к ученику;
• формирование навыков самостоятельной работы учащихся в сочетании с твердым руководством педагога над их работой;
• внимательное отношение к психологическому состоянию ученика;
• разумность и последовательность тех требований, которые предъявляются учителем к учащемуся;
• сочетания доверия и систематического контроля работы учащихся;
• способность внимательно слушать учащегося и сопереживать ему;
• способность сохранять в любых обстоятельствах уравновешенность, самообладание и деловой тон в отношениях;
• принципиальное отношение ко всем учащимся;
• внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д;
• педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Читать дальше
Перед системой обучения стоит важная задача развития и реализации развивающего потенциала общего среднего образования. Решение поставленной задачи требует развития универсальных учебных действий, которые являются основной составляющей ядра образования.
Происходящие изменения в системе образования предъявляют высокие требования к педагогам. Для преподавателя уже не достаточно обладать качественными предметными знаниями, но и профессиональной гибкостью по отношению к ребенку. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ученика. А для этого необходимо наличие высокого уровня педагогической компетентности педагогов [1].
Для модернизации образования характерен переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия преподавателя и учащегося.
Основной целью такого взаимодействия является формирование у ребенка чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования что соответствует критериям психического здоровья. Так же происходит формирование личности учащегося, и подходить к такому важному и сложному процессу необходимо так же индивидуально.
Под педагогическим тактом понимается нравственное поведение педагога, которое включает в себя такие значимые качества педагога, как:
• высокий уровень гуманности;
• чуткость по отношению к другому человеку;
• самообладание;
• выдержку;
• умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях.
Только педагог владеющий педагогическим тактом может в полной мере осуществлять регулирование своих отношений с учащимися, родителями, а так же коллегами по труду. Только в педагогическом такте проявляется глубокое уважение к человеку. такая значимость педагогического такта объясняется тем, что учитель имеет дело с личностью школьника, которая находится еще в процессе формирования. А следовательно, все отношения учителя с детьми должны базироваться на принципе: требовательности и уважения.
При этом, необходимо помнить, что педагогический такт во многом зависит от следующих характеристик педагога:
• личные качества;
• кругозор;
• уровень культуры;
• волевые качества;
• гражданская позиция;
• профессиональное мастерство.
Именно на основе педагогического такта формируется доверие между учащимися и учителем.
Читать дальше
1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
2. журинский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб., 2001.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пос. для пед. ВУЗов - М., 2002.
Читать дальше