Классическим в теории государства и права является следующее определение государственного аппарата:
Государственный аппарат – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства .
Таким образом, для понимания государственного аппарата необходимо определиться с двумя понятиями, имеющими существенное значение: государственный орган и функция государства, которые лежат в основе построения государственного аппарата и в установлении его сущности.
Кратко функции государства можно определить как обусловленные современным состоянием различных сфер жизни государства: экономической, политической, демографической и т.п., действия государства посредством его органов в заранее установленных целях.
В контексте установления взаимоотношений органа государственной власти и функций государства отметим, что каждый субъект деятельности всегда имеет средой обитания некоторое правовое пространство. Каждому субъекту деятельности присущ свой способ функционирования, правосубъектность, а также иные признаки, определяющие взаимодействие субъекта с правовой средой. Для каждого субъекта деятельности можно смоделировать адекватную правовую среду, свойства которой позволят функционировать конкретному субъекту.
Государственный орган является таким субъектом, а значит, имеет свои признаки, позволяющие обособить и отграничить его от иных субъектов деятельности.
Не углубляясь в проблему определения и законодательного закрепления понятия государственного органа, отметим, что российское законодательство, в отличие от некоторых европейских правопорядков, не знает категории «юридическое лицо публичного права». К изучению этого вопроса привлечено внимание многих специалистов, среди которых можно выделить замечательные работы Е.А. Суханова, В.Е. Чиркина, В.А. Болдырева .
Однако, несмотря на отсутствие такого законодательного определения, можно утверждать, что каждый орган государственной власти имеет статус субъекта публичного права, вследствие чего права и интересы органа власти могут проявиться только вследствие требований федерального закона. Федеральные органы государственной власти могут издавать акты в пределах своей компетенции подлежащие обязательному исполнению и имеющие юридическую силу.
Анализируя высказанные ранее теоретически положения, можно выделить набор определенных признаков, присущих органу государственной власти как государственно-правовому явлению.
Первым из признаков, на наш взгляд, должна быть названа правовая основа их создания и функционирования. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны определять их организацию и порядок деятельности. Формирование и действие произвольно в отношении государственных органов является неконституционно и незаконно.
Читать дальше
1. Болдырев В.А. О юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2008. N 11.
2. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 511 с.
3. Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. N 2. С. 4 – 24.
4. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. Издательство: Юстицинформ, 2012. – 704 с.
5. Чепунов О.И. Конституционно-правовые аспекты модернизации органов государственной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 7 - 12.
6. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.
Читать дальше