Конституционно-правовой статус - это положение субъекта, урегулированное нормами не только Конституции, но и других источников конституционного права. Вместе с тем конституционно-правовой статус субъектов в большинстве случаев выступает ядром их правового статуса, задаваемого нормами разных отраслей права.
В литературе отмечается, что конституционно-правовой статус определяется, во-первых, как нормативно-конституционный статус, содержание которого складывается из конституционно-правовых норм, включающих нормы Конституции и других нормативных актов - источников конституционного права.
Во-вторых, как фактический конституционно-правовой статус, т.е. реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях.
В-третьих, применительно к науке конституционного права - как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и практику реализации правовых установлений.
В соответствии со ст. 76 Устава (Основной Закон) Томской области Губернатор Томской области является высшим должностным лицом Томской области (руководителем Администрации Томской области).
Читать дальше
Гражданин Смирнов А.В. оспаривает принятое муниципальным советом муниципального образования «Александровский район» решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий и населенных пунктах района. Смирнов А.В. считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти.
Право на осуществление местного самоуправления – это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.
Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления. Обоснованна ли позиция Смирнова А.В.
Читать дальше
Конституция РФ (ст. 31) говорит о том, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Аналогичные нормы содержаться во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст. 20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 21), в Европейской конвенции прав человека (ст. 11). А детальный порядок проведения массовых акций прописан в Федеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Основания и порядок приостановления публичного мероприятия:
- если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета от 25.12.1993. № 237.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // российская газета, 23.06.2004,№3508.
4. Всеобщая декларация прав человека принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10.12.1948 // Правовая система Консультант плюс.
5. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека (утв. ФСИН РФ) // Ведомости уголовно-исполнительной системы, № 6, 2008.
7. Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 № 136) (ред. от 10.07.2013) // Томский вестник, № 154, 30.08.1995.
8. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 2012. - № 3. - С. 3.
Читать дальше