21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине в семье бедного княжеского рода родилась Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина Великая. Её мать приходилась отцу Петра III двоюродной сестрой, а ее дядя был женихом Елизаветы Петровны, скончавшийся до брака. Отец Софии, принц Ангальт-Цербстский, ставший прусским фельдмаршалом, в период царствования короля Фридриха II, только благодаря покровительству императрицы Елизаветы, шествующей над родственникам своего племянника, Петра III.
Детство, проведенное в Штеттине, София вспоминала с любовью и уважением к своим учителям и гувернанткам. Ее воспитанием занимались случайные люди, однако сумевшие достойно преподавать ей и чистописание, и Закон Божий, и немецкий язык, и танцы, и музыку. О своей любимой гувернантке Кардель, умной и доброй, императрица Екатерины говорила, что она «знала многое, ничему не учившись». Благодаря именно Кардель юная воспитанница познакомилась с французской литературой.
Тем не менее, несмотря на недостаточное образование, Софья на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Уже по приезду в Россию будущая императрица в скором времени расположила к себе всех, с кем успела встречаться.
Выбирая невесту для своего племянника Петра, Елизавета Петровна обратила особое внимание на юную Софию, которой было в то время всего лишь 14 лет. И 21 декабря 1743 года её мать получила пригласительное письмо, намекавшее о цели визита, от имени Елизаветы, приехать в Петербург с дочерью. Уже через 9 дней, мать с дочерью, как оказалось после, навсегда покинули свою родину и родных.
Прибыв в Москву через месяц с небольшим, принцесса София, впервые встретившись с Петром Федоровичем, в тот же вечер была представлена двору. Обе стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.
День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В этом у Софии нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность.
28 июня 1745 года было совершилось присоединение теперь уже Екатерины к православию, через день состоялось обручение с Петром Фёдоровичем и получение титула Императорского Высочества. А уже в августе было отпраздновано бракосочетание молодых супругов с невероятным размахом.