Социальные сети являются одним из наиболее востребованных пользователями типов ресурсов, как и поисковые системы и агрегаторы новостей. Популярность новостных агрегаторов можно объяснить тем, что пользователи при посещении главных страниц поисковых порталов первым делом видят новостные блоки с пятью-десятью топовыми новостями, что естественным образом фокусирует внимание читателей. Однако ввиду их специфики мы не будем рассматривать эти порталы, так как они не занимаются производством новостей, а лишь в автоматизированном режиме осуществляют их сбор по различным информационным источникам.
До настоящего времени новостные порталы, основанные на принципах социальной журналистики, не смогли завоевать должного влияния на профессиональные Интернет-СМИ и, тем более, вытеснить их. С одной стороны, социальная журналистика – это пример медиа, к которым можно применить концепцию СМИ Ж. Бодрийяра: «пресса, откорректированная, распространяемая, создаваемая своими собственными читателями (каковой отчасти является пресса в социальных сетях), видеоканалы, используемые отдельными политическими группировками и так далее» [2]. Однако, как показывает статистика, общественный интерес завоевывают ставшие уже традиционными основные Интернет-СМИ, формирующие повестку дня и фокусирующие внимание читателей вокруг обозначенных главными новостных тем. При этом данные Интернет-СМИ, несмотря на конвергентный формат, продолжают традицию печатной прессы и ТВ, транслирующих информацию в одностороннем порядке и исключающие возможность ответа аудитории и таким образом поддерживающие «систему социального контроля и власти». Процесс интеграции наиболее посещаемых Интернет-СМИ и социальных сетей дает надежду на установление нового порядка в системе масс-медиа: восстановление возможности ответа аудитории. Отныне пользователи могут не только создавать собственные новостные ресурсы, но и влиять на крупнейшие Интернет-СМИ благодаря возможности дополнить и даже трансформировать выданную официальными СМИ новость [1]. Таким образом, каждый медиум привносит свое: Интернет-СМИ верифицирует новости, отбирая наиболее близкие к повестке дня; социальные сети организуют распространение новостей по своим каналам с использованием механизма межличностной рекомендации, при этом новости обретают дополнительные подробности, факты, комментарии, видео, фото и пр. [4] Ж. Бодрийяр называет улицу «подлинным революционным средством передачи информации… улица есть альтернативная и разрушительная форма всех масс-медиа, …улица — это пространство, в котором уже проложен путь символического обмена словом эфемерным и угасающим, словом, не отражающимся на платоновом экране масс-медиа» [2]. В этом смысле результат интеграции Интернет-СМИ и социальных сетей есть аналог «улицы» в понимании Бодрийяра – место для ответа, который с легкостью могут прочитать все. Включение социальных сетей в процесс производства и распространения новостей дает надежду на то, что это приведет к желанному разрушению господствующих форм.
Читать дальше
1. Березин С., Раков С. Internet у вас дома. – СПб. : БХВ – Санкт-Петербург, 1999.
2. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М. : Институт экспериментальной социологии, СПб. : Алетейя, 1999. – С. 193-226.
3. Клименко С., Уразметов В. Internet – среда обитания информационного общества. – Протвино : Российский центр физико-технической информатики, 1995.
4. Лукина М.М. Общие и специфические свойства интернет-СМИ // Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернет. – Серия „Интернетжурналистика”. Вып.1. – М., 2005.
5. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. – М., 2003.
6. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. – М., 1999.
7. Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. – М., 1999.
8. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Проблемы медиапсихологии. Сборник. М. : РИПхолдинг, 2002.
9. Landow George. Hyper / Text Theory. – Baltimore and London. Yohns Hopkins UP, 1994.
10. McLuhan M. The future of man in the electric age // McLuhan M. Understanding Me. Lectures and interviews. Edby S. McLuhan and D. Stains. – Cambridge, Mass., 2003
Читать дальше