Первые работы авторов о Китае содержали теорию и политическую оценку его истории, в том числе и о буржуазно-национальном движении. Огромным недостатком являлась нехватка информации, документации о событиях. Кроме того, при наличии материала не хватало знания языка. Отсюда у опубликованных в то время работ были серьезные недостатки.
Работы об истории Китая советских авторов 1920-30-х годов очень важны, так как в них показаны размышления о политической борьбе в стране в конце 19 начале 20 в.в., о двух течениях буржуазно-национального китайского движения.
По настоящие дни историки исследуют документы, которые касаются Синьхайской революции 1911 – 1913 гг., переиздаются учебники с новыми материалами и взглядами на течения буржуазно-национального движения в Китае, так как в отечественной историографии неодинаково излагаются упомянутые события.
Перед нашими учеными стоит непростая задача – дать российским читателям общий свод истории Китая.
Российское общество всегда интересовалось историей этой восточной страны, культурой Китая и его экономическими успехами. Мы стремимся с современных позиций понять и истолковать китайскую историю. Публикации по этой теме разнообразны и обширны. Российское китаеведение – наиболее продуктивно работающая отрасль по изучению стран Востока. Это, в основном, имеет отношение к синологам и историкам, опубликовавшим работы по всем этапам истории Китая. При этом существует нехватка работ, которые бы обобщали всю историю Китая.
Цель работы изучение двух направлений – реформаторов и революционеров в Китае в конце XIX начале XX в.в.
Читать дальше
В 1950-60-е г.г. отечественные синологи более подробно изучили программы либеральных и революционных организаций, взаимоотношения реформаторов и революционеров между собой, их революционную борьбу.
В 1972 году появилась монография научного коллектива во главе синолога С.Л.Тихвинского «Новая история Китая», в которой было уделено особое внимание империи Цин. В рамках этой монографии от XVII в. по 40-е г.г. XIX в. исторические события были описаны А.Н. Хохловым.
Также о событиях цинского периода было написано В.Н.Никифоровым в работе 2002 года: «Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия».
Были изданы работы С.Л.Тихвинского о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
Сама обстановка в Китае в конце XIX начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической борьбы нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов. В этот период истории оформлялись общественные движения, которые были оппозицией правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два направления – революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и реформаторы с их лидером Кан Ювэем. Уже в начале XX века появилось еще одно направление – конституционалисты во главе с Чжан Цзяном.
C.JI. Тихвинский в 1962 году в сборнике «Синьхайская революция в Китае» исследовал суждения о внешней политике и деятельность Сунь Ят-сена в 1905-1912 годах. Л.Н. Борох более глубоко изучила историю о создании «Союза возрождения Китая», показала, как сформировался Союз возрождения, роль некоторых лиц, участвовавших в революционном движении: Лу Хаодун, Чжэн Шилян, Ю Шаовань, Чэнь Шаобо.
Читать дальше
Авторитет среди реформаторов заработал себе Кан Ювэй, который находил свои идеи в западной литературе, в конфуцианстве и буддизме. Идеология Кана была о построении общества, где человек был бы самостоятелен и контролировал бы властные структуры. В его проекты реформ в стране входило создание парламента избираемого народом, действующего как конституционная монархия, стимулирование технического и экономического развития, создание системы образования, реформирование системы судопроизводства. Кан написал со своими учениками Лян Цичао и Май Мэнхуа коллективный меморандум, который включал предложения о реформах такие как выпуск бумажных денег, создание выборного органа, превращение конфуцианства в государственную религию и др.
В 1895-1898 годы Кан и его соратники (Лян Цичао), благодаря различным журналам, научным обществам и новым школам активно пропагандировали идею осуществления реформы структуры управления и политического устройства страны. После того как немцы оккупировали Цзяочжоу, Кан с соратниками смогли донести свои замыслы до молодого императора Гуансюя (1875 – 1908; фактический период правления – 1889 – 1898). Летом 1898 году начался знаменитый период «100 дней реформ».
В осуществлении преобразований император был на стороне реформаторов, издал около 200 эдиктов, которые включали в себя вопросы политики, экономики, военного дела и науки.
В 1898 году весной Кан Ювэй со своими сторонниками для укрепления общественного движения за реформы создал «Общество защиты государства».
Но, начав император строить планы о реформе, затрагивающей структуру центрального управления, Цыси организовала государственный переворот и стала править. При этом императора отстранили от дел, отмене подлежали его эдикты. Кан и Лян бежали в Японию, несколько реформаторов казнили.
Читать дальше
Во главе национальных революционеров в Китае был Сунь Ятсен. Этот лагерь отличался от лагеря реформаторов тем, что хотели свергнуть маньчжурскую династию и установить в стране республику. Только республика, по их мнению, могла обеспечить независимость Китая, модернизацию его экономики и создание сильного процветающего государства.
Конец Х1Х в. и первые годы ХХ в. были отмечены новым подъемом революционного движения. Значительную роль по-прежнему играл «Союз возрождения Китая» во главе с Сунь Ятсеном.
Летом 1905 г. в Японии объединились несколько революционных организаций. Отсюда появилась организация - «Китайский революционный объединенный союз». Во главе организации был Сунь Ятсен. Программой организации стали три народных принципа Сунь Ятсена - национализм, народовластие и народное благоденствие.
Новая организация была с той же тактикой, что и «Союз возрождения Китая». Сунь Ятсен вместе с этой организацией подготовил и осуществил более 10 попыток, все они были неудачными.
В течение 1911 г. Империя Цин была уничтожена. Началом этих событий стало восстание в г. Учане. Здесь сподвижники Сунь Ятсена давно готовили восстание.
Читать дальше
Сама обстановка в Китае в конце XIX начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической борьбы нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов. В этот период истории оформлялись общественные движения, которые были оппозицией правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два направления – революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и реформаторы во главе с Кан Ювэем.
Рассмотрев два течения, два направления буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX в.в., можно сделать вывод о разнообразии литературы, описавшей этот временной отрезок истории Китая.
Особенно необходимо отметить академика Тихвинского с его множественностью работ по данной тематике.
Были изданы работы С.Л.Тихвинского о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
Такое многообразие работ, монографий говорит об огромном интересе изучения двух лидеров направлений реформаторов и революционеров.
В 1950-60е были написаны работы, посвященные не только о развитии революционного движения и деятельности Сунь Ятсена перед Синьхайской революцией, историки также изучили реформаторское китайское движение на рубеже XIX-XX веков. Деятельность реформаторов была отражена в монографиях по новой истории Китая и трудах, которые посвящены другим проблемам. Г.В. Ефимов исследовал программу реформ Кан Ювэя в конце XIX века. C.JI. Тихвинский описал происхождение реформаторского движения, идейные взгляды реформаторов, их попытку осуществить реформы в 1898 году и провал ее. Автор в первый раз в литературе показал реформаторское движение не как что-то единое, а как состоящее из отдельных групп.
Читать дальше
Белов Б.А. О характере Синьхайской революции. // Народы Азии и Африки. № 3. 1972. С.77 – 89.
2. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989.
3. Борох Л.Н. Сунь Ятсен о проблеме ускоренного развития Китая. //Народы Азии и Африки. № 5. 1976. С.54 – 66.
4. Васильев Л.С. История Востока. - М., 2003.
5. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. - М., 1974.
6. История Китая учебник /под ред. А.В. Меликсетова. М., Изд-во МГУ, 2002. С.736
7. Ленин В.И. «Демократия и народничество в Китае»// Собрание сочинений.
8. Меликсетов А.В. Историческое значение Синьхайской революции в Китае.// Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 95 – 120.
9. Непомнин О.Е. История Китая нач. ХХ в. – М., 2005.
10. Никифоров В. Сунь Ятсен и две попытки создания всекитайской революционной партии.// Народы Азии и Африки, 1978.№ 2. С. 43 – 54.
11. Новейшая история стран Азии и Африки. В трех томах. М., 2001.
12. Новейшая история стран Азии и Африки 20 в. Ч.1 /Под ред. Родригеса А.М. и др. – М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Тихвинский С.Л. История Китая и современность.// Новая и новейшая история. М., 1976
14. Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской революции.// Новая и новейшая история.№ 1. 1980.
Читать дальше