1. Талант Шиллера удивительно многообразен. Художественный метод Шиллера отразил всю сложность литературного процесса конца XVIII в., в нем переплелись черты сентиментализма, просветительского реализма, классицизма, тенденции романтизма. Первый период его творческой деятельности связан с движением «Бури и натиска». Все три ранние драмы Шиллера — «Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784), «Заговор Фьеско в Генуе» (1783) - относятся к штюрмерскому периоду.
Драма «Дон Карлос» (1787) начинает новый период в творчестве Шиллера, который называют периодом Веймарского классицизма. Шиллер отходит от драмы в прозе, и начинает писать драмы стиховые, ямбические. Драмы нового периода Шиллера имеют абстрактный стиль, свойственный европейскому классицизму. Классические драмы Шиллера преподносят общество и государство как единую предпосылку драматического акта.
2. Тяга к общественно-эстетическим принципам в духе идей штюрмерства появилась у Шиллера еще в годы учебы в Карловой школе. Социальная основа этих идей заключалась в несогласии с крепостничеством и искренняя вера в возможность республиканского управления в стране. Эти идеи появились в юношеских сентиментальных стихах Шиллера, собранных в «Антологии на 1782 год». В ней была напечатана любовная, меланхолическая поэзия и стихи, наполненные гражданским пафосом, солидарностью с деятелями социального прогресса или обличавшие недостатки высшего света и деспотизм.
Стилистической особенностью драм этого периода является синтез патетической и обыденной прозы. Монологи главных героев выписаны риторичными, насыщенными сложными книжными выражениями, но, будучи вписанными, в повседневный быт, они приобретают немалую весомость.
Пьеса «Разбойники» построена в духе эстетики «Бури и натиска», на резких контрастах, проявившихся и в основных конфликтах, и в образной системе, и в самой речи персонажей. Главный конфликт «Разбойников» — конфликт между смелой, свободолюбивой личностью и трусливым, отравленным духом подлости и торгашества обществом. Карл Моор — типичный штюрмерский герой, «бурный гений», одиночка, решившийся на бунт против всего общества. Став разбойником, Карл Моор борется против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость.
Пьеса «Коварство и любовь» написана в соответствии со строгими законами драматургического искусства. Действие развивается стремительно, причем характеры героев выявляются, прежде всего, в их поступках. Все сюжетные линии туго стянуты в узел одного главного конфликта.
Вслед за писателями «Бури и Натиска», Шиллер изобразил трагичность любви, пытающейся преодолеть сословные рамки. Пьеса построена на столкновении двух миров: феодального, деспотического, мира лжи и коварства — и третьесословного, мира простых и честных людей, мира любви.
Читать дальше