Можно сказать, что не¬мецкая классическая философия является ключевым этапом развития всей европейской философии. Вообще такое понятие, как «классическая немецкая философия» было введено Ф. Энгельсом в его работе под названием «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Оно обозначало ту линию в развитии всей новоевропейской мысли, которая является представленной учениями Фихте и Канта, а также Шеллинга, и Гегеля.
Вообще так называемая немецкая классическая философия охватыва¬ет определенный период начиная с 70-х годов 18 века и до середины 19 столетия, то есть со времени Канта и до смерти Шеллинга, а также окончания философской деятельнос¬ти Фейербаха.
Активное развитие немецкой классической философии является важнейшим выражением эпохального подъема всей духовной культуры, который начался в германских государствах с 18 столетия. Данный подъем был включен в определенное общеевропейское движение общественной мысли, которое получило название Просвещения.
Хотелось бы отметить, что немецкая классическая философия активно развивалась именно в эпоху коренных изменений, которые тогда происходили в социально-политической и экономической, а также духовно-идеологической жизни европейских стран. Они, как прямо, так и косвенно затрагивая немецкие государства. Именно поэтому они становились предметом осмысления всех живших в них философов.
Особенно глубокая неудовлетворенность всеми реаль¬ными процессами также сопровождалась и духовным конструировани¬ем определенных идеальных образцов социальных состояний, отношений. Данный эмоциональный порыв нашел сначала свой выход именно в искусстве. Однако наиболее захватывающие процессы тогда протекали именно в философии. Тогда многие мировоззренческие проблемы нуждались в полном переосмыслении.
Всеобщность и всеохватность происходящего в мире и поро¬дили определенную потребность в создании различных универсальных теорий и систем миропонимания, при помощи которых стало бы возможным освоить всю культуру эпохи. Задача данного диапазона соответ¬ствует лишь философии. Однако в истории всего человечества только немецкой классической философии удалось выдви¬нуть, а также осознать данную цель, и достичь ее. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Целью контрольной работы является рассмотрение немецкой классической философии.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Проведение характеристики немецкой классической философии;
Рассмотрение ярких представителей немецкой классической философии;
Изучение влияния идей немецких мыслителей на русскую философскую мысль.
Читать дальше
Вообще так называемая немецкая классическая философия охватывает достаточно небольшой период, ограниченный 80-ми годами 18 века. Однако по большому количеству различных моментов она является вершиной всего философского развития.
Можно сказать, что именно в философии Канта нашло свое выражение определенное теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы, а также равенства в период до французской революции.
В немецкой классической философии можно найти зачатки «философии активной стороны» у Фихте, а также основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, которая является близкой к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, которая близка к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее.
Именно в социальном плане немецкая философия является свидетельством идейного пробуждения так называемого «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость, а также политическая слабость немецкой буржуазии и территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. Немецкая философия использовала многие результаты развития философской мысли таких стран, как Италия и Франция, Англия и Голландия. Данный момент является особенно положительным.
Немецкая классическая философия способствовала – даже, несмотря на свой мистифицирующий и неконкретный характер – тому, что отражение совершенно новых научных познаний происходили особенно своевременно.
Читать дальше
Можно говорить о том, что философия Канта является завершением и одновременно критикой Просвещения. Именно она положила начало заключительной фазы развития всей классической европейской философии, которая была представлена школой, так называемого, немецкого идеализма. Данное особое место всей философии Канта, также объясняет и то, что к его идеям возвращалась философская мысль в 19 и 20 веке.
Вообще Иммануил Кант (1724 – 1804) рожден в семье ремесленника. Его отец мечтал для сына о духовной карьере, он активно способствовал его воспитанию в духе религиозной настроенности, нравственного благочестия.
В Кенигсбергском университете Кант изучал богословие. Он с большим увлечением занимался естественными науками, философией. После окончания университета великий ученый на протяжении девяти лет работал домашним учителе, также он занимается самообразованием.
Позже он получил место приват-доцента, а далее и профессора в данном университете. Хотелось бы отметить, что Кант остался верным ему вплоть до его выхода в отставку, а это произошло в 1801 году. Вообще вся его жизнь была достаточно бедна различными внешними событиями, а также примечательна богатством именно внутренней своей истории.
Кант отличался пунктуальностью, достиг высокого уровня упорядоченности, как в личной, так и в общественной жизни. Он любил проводить все свое свободное время с близкими друзьями, особенно ценил компанию красивых, воспитанных женщин, однако так и не женился.
Можно говорить о том, что философия Канта мыслилась им призванной ответить на такие вопросы, как: «что я должен делать?», «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?», а также «что есть человек?».
Читать дальше
Хотелось бы отметить, что становление, а также развитие именно самобытной русской философии в 19 века осуществлялось в тесной связи, а также под большим влиянием классической немецкой философии. Тогда для всех русских мыслителей данная философия была некоторой отправной точкой в разработке обширного круга различных научно-философских тенденций. Они в дальнейшем трансформировались в совершенно самостоятельные различные философские течения.
Сюда можно отнести философию истории, философию культуры, а также философию религии. То есть формирование, а также теоретическое оформление русской философии осуществлялось именно под огромным влиянием системы немецкого идеализма, а также учений немецких философов, а именно Канта и Шеллинга, а также Гегеля.
Можно сказать, что большое влияние всей классической немецкой философии прослеживается также в определенных теоретико-методологических основаниях различных по своему направлению философско-лингвистических учениях всех русских мыслителей.
Представители ключевых направлений именно в русской философии языка 19 века, как формалистического, так и психологического, видели в идее развития Гегеля, а также в тезисе Шеллинга о самоценности национальных культур отправной пункт для построения определенной самобытной русской лингвофилософии. Такие ученые и исследователи, как А.С. Хомяков и К.С. Аксаков, а также А.А. Потебня построили на фундаменте немецкого идеализма определенную феноменологию русского народного духа.
Вообще философия языка в нашей стране, которая была создана усилиями славянофилов, активно развивалась по большей части в духе Гегеля. Хотелось бы отметить, что в философии Гегеля язык рассматривался как определенный продукт мысли. Это и определяло ключевое его назначение, то есть быть средством выражения некоторого мысленного содержания.
Читать дальше
В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные в данной контрольной работе, были успешно выполнены, а именно была проведена характеристика немецкой классической философии, рассмотрены яркие представители немецкой классической философии, изучено влияние идей немецких мыслителей на русскую философскую мысль.
Немецкая классическая философия активно развивалась именно в эпоху коренных изменений, которые тогда происходили в социально-политической и экономической, а также духовно-идеологической жизни европейских стран. Немецкая классическая философия охватыва¬ет определенный период начиная с 70-х годов 18 века и до середины 19 столетия.
Философия Канта является завершением и одновременно критикой Просвещения. Именно она положила начало заключительной фазы развития всей классической европейской философии, которая была представлена школой, так называемого, немецкого идеализма. Данное особое место всей философии Канта, также объясняет и то, что к его идеям возвращалась философская мысль в 19 и 20 веке. школа Гегеля, а также его многочисленных последователей в немецкой философии всегда стремилась именно к построению картины так называемого универсального исторического процесса. Можно сказать, что Г. Гегелем была создана первую великую теорию исторической динамики. Г. Гегель, при создании логической теорию динамики исторического бытия, в первую очередь основывался именно на учении Лейбница о восходящем прогрессе, который превращает неосознаваемое содержание разума в систематическое единство и сознание.
Становление, а также развитие именно самобытной русской философии в 19 века осуществлялось в тесной связи, а также под большим влиянием классической немецкой философии. Тогда для всех русских мыслителей данная философия была некоторой отправной точкой в разработке обширного круга различных научно-философских тенденций. Особенно широкое распространение получили идеи Гегеля и Канта, а также Шеллинга.
Определенное усвоение немецкой философии, которое происходило в 19 веке в нашей стране, характеризовалось некоторыми особенностями. Если же философия Гегеля и Шеллинга породила различные явления, такие как, например, так называемое «русское шеллингианство», а также «русское гегельянство», то многие идеи Канта вызывали по большей части именно критическую реакцию.
Читать дальше
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007
2. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. – Волгоград: издательство Волгоградского гос. ун-та, 2009.
3. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2004.
4. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 2001.
5. Соколов В.В. Введение в классическую философию. – М.: Изд-во МГУ, 2009.
6. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли: Интеллектуальный энцикл. справ.: Учеб. пособие: В 2 т. Т.2. – Симферополь-Запорожье: НАРУС-М, 2005. – 832 с.: ил. – (Сер.: Б-ка третьего тысячелетия).
7. Философия: Учеб. пособие для вузов: История философии /Под ред. В.И. Кириллова и др. – М.: Юристъ, 2006.
8. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 2008
10. Немецкая классическая философия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st081.shtml
11. Немецкая классическая философия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/history/deutche/nemeskaj_k122.shtml
12. Немецкий идеализм и русская философия языка. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/bezlepkin/ruseur_06.html
13. Учение о рассудке. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st107.shtml
14. Философия Иммануила Канта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/52.htm
15. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://maxbooks.ru/filhis/phils42.htm
Читать дальше