Обеспечение конституционных социальных гарантий - достойный уровень, а также максимально высокое качество жизни населения, социальная безопасность отдельных социальных групп населения, регионов и всей страны в целом, поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в части жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций – невозможно без использования средств федерального бюджета.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым местом, занимаемым расходами федерального бюджета Российской Федерации, в вопросах финансового обеспечения задач и функций государства.
Целью исследования является определение направлений расходования средств федерального бюджета.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
определить содержание и состав расходов федерального бюджета,
выделить и проанализировать военные расходы государства и расходы на социальные цели,
выделить и проанализировать расходы на обслуживание государственного долга,
определить современные проблемы бюджетного финансирования в РФ.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Предметом исследования являются его расходы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, а также определена цель исследования и поставлены задачи для ее достижения.
В первой главе охарактеризовано экономическое содержание расходов бюджета, дана их классификация, проанализирована структура и динамика бюджетных расходов в стране за последние 3 года, отмечены их основные изменения, дана характеристика основных способов предоставления средств из бюджета, показана их особенности. В во второй главе раскрыта необходимость и содержание военных расходов и расходов на социальные цели, показан их состав, динамика за последние 3 года. В третьей главе отражена и проанализирована динамика изменения расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга за последние 3 года. В четвертой главе перечислены современные проблемы бюджетного финансирования, определены их причины и последствия, а также основные направления изменения расходов бюджета на ближайшую перспективу. В заключении приведены краткие выводы по проведенному исследованию.
Работа написана на 27 листах и имеет в своей структуре 9 таблиц и 10 рисунков.
Читать дальше
Расходы бюджета являются одной из основных характеристик федерального бюджета, выполняя важнейшую функцию перераспределения большей части национального дохода. Именно через расходы бюджета государство осуществляет вмешательство в хозяйственные процессы. и реализует экономическую и социальную политику.
Расходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие при распределении централизованного фонда денежных средств и его использовании по каждому направлению.
Экономическая сущность расходов федерального бюджета заключается в том, что они служат активным инструментом экономической политики, с помощью которого государство воздействует:
на перераспределение национального богатства;
на рост национального дохода;
на структурное регулирование экономики;
на стимулирование отдельных отраслей и секторов хозяйства;
на рост конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов - в способности государства осуществлять через них политику социального маневрирования.
Бюджетный Кодекс РФ под расходами бюджета понимает выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [7].
В зависимости от влияния на способ расширенного воспроизводства расходы бюджетов можно разделить:
на текущие расходы (на обеспечение текущих потребностей);
на капитальные расходы (направляемые на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетным Кодексом РФ определены формы расходов бюджетов в виде бюджетных ассигнований, под которыми понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств [7]. Выделены следующие формы расходов бюджетов:
Читать дальше
Расходы федерального бюджета крайне важны при реализации основных конституционных прав граждан. В зависимости от экономического содержания различают расходы текущие и капитальные. Действующим законодательством определены формы расходов всех бюджетов, в том числе и федерального бюджета, в форме бюджетных ассигнований. Бюджетная классификация РФ является одним из важнейших составляющих бюджетного процесса, обеспечивая наглядное представление о реальном движении финансовых ресурсов, что позволяет принимать своевременные меры и оказывать влияние на ход социально-экономических процессов, происходящих как в экономике, так и в обществе.
В 2012 году общий объем расходов средств Федерального бюджета вырос на 18,1% или на 1.749.337,6 млн. руб. к уровню прошлого года. За анализируемый период наибольшие веса в общем объеме расходов принадлежали Министерству обороны РФ и МВД РФ, суммарные значения которых составили 15.8, 17.3 и 21.8% в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно.
За исследуемый период изменилась структура расходов федерального бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 году составляли чуть менее половины всех расходов бюджета (45,7%). Однако, в 2011 и 2012 годах на их долю приходилось 6,7% и 5,3% соответственно. Одновременно доля расходов на социальную политику возросла с 3,8% в 2010 году до 32,4% и 33,8% в 2011 и 2012 году соответственно. В целом за три года расходы на социальную политику выросли в 11,2 раза.
В процессе написания работы автором проанализированы направления расходования средств федерального бюджета, для чего решены следующие задачи:
определено содержание и выявлен состав расходов федерального бюджета,
проанализированы военные расходы государства и расходы на социальные цели,
проанализированы расходы на обслуживание государственного долга,
определены современные проблемы бюджетного финансирования в
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).// Собрание законодательства РФ, - 26.01.2009, - № 4, ст. 445.
2. Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах от 13.06.2013.// Официальный сайт Президента РФ.// URL: http://www.kremlin.ru/news/18333.
3. Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах от 28.06.2012.// Официальный сайт Президента РФ.// URL: http://www.kremlin.ru/acts/15786.
4. Послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах от 29.06.2011.// Официальный сайт Президента РФ.// URL: http://www.kremlin.ru/acts/11779.
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».// Собрание законодательства РФ, 12.07.2010, № 28, ст. 3720.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.05.2012 № 853-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».// Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, № 23, ст. 3055.
7. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства РФ, - 03.08.1998, - № 31, ст. 3823.
8. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг.// Финансы и кредит. – 2010. – № 1 (385).
9. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов.// — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
10. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Финансы правового государства // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2007. — № 2-3.
11. Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов, И. В. Бюджет и бюджетная система / под ред. Мст. П. Афанасьева. — М.: Юрайт, 2009.
12. Губанова Е. Е. Эффективность бюджетных расходов.// Экономика, управление, финансы (II): материалы международной научной конференции (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012.
13. Коокуева В. В. Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику / В. В. Коокуева, Е. М. Кегдеева // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 109-112.
14. Кудрин, А. Л. Эффективная финансовая политика. — М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2006.
15. Кудрин, А. Л. Новые направления финансовой политики: Материалы к лекциям. — М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2006.
16. Кудрин, А. Л. Бюджет — основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны //Финансы. — 2008. — № 12. — с. 3-8.
17. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа. – 2003.
18. Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров. СПб.: - СПбГАСУ, 2009. – 116 с.
19. Михеев В.В. Кто и как оценит эффективность бюджетных расходов.// Статья, - Бюджет, - 2012, - № 10.
20. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации URL: http://www.roskazna.ru/.
21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://gks.ru/.
22. База данных Всемирного Банка // URL: http://data.worldbank.org/.
Читать дальше