Организация государственного управления в различных сферах и отраслях имеет свою специфику, которая предопределяется, во многом, особенностями субъектов управления.
В период реформ в государственном управлении произошли перемены в соответствии с новой моделью государства. Управление стало теперь дифференцированным по организационно-правовым формам и формам собственности управляемых объектов, в целом значительно более сложным в отношении применяемых методов, форм и технологий .
Это особенно проявляется в сфере экономики, составной частью которой являются рассматриваемые отрасли – промышленность энергетика.
Субъектами экономических отношений являются юридические лица, которые создаются в разных организационно-правовых формах и формах собственности в соответствии с ГК РФ и конкретными законами. В законодательстве в отношении рассматриваемой сферы используется единая терминология: «хозяйствующий субъект», «субъект естественных монополий», «субъект малого предпринимательства», «стратегические предприятия».
Государственное управление в сфере экономики претерпело особенно заметные изменения, обладает по ряду направлений существенной новизной. Это относится к структуре органов исполнительной власти (ранее выстраивалась по отраслевому принципу), к содержанию и объему правового регулирования.
Направления административно-правового регулирования в промышленности уточняются и конкретизируются в Программах социально-экономического развития, в других документах, предопределяются опытом развития демократических государств: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, земля и природные ресурсы, управление государственной собственностью, развитие малого предпринимательства, инвестиционная деятельность, многие другие.
В организации государственного управления действует принцип самостоятельности хозяйствующих субъектов, который закреплен в ФЗ «О защите конкуренции» .
Читать дальше
Статья 5.16 КоАП устанавливает административную ответственность за подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Подкуп избирателей как способ привлечения их на сторону того или иного кандидата был известен еще с древности. В Древнем Риме Цицерону удалось провести закон против интриг и подкупа при выборах. В отечественной истории государства и права упоминание о подкупах также встречается рано. Так, известный исследователь древнего новгородского общества академик В.Л. Янин, рассматривая факт убийства новгородского посадника Дмитра Мирошкинича в 1209 г., заключает, что князь Всеволод был заинтересован в устранении этого посадника и не только санкционировал расправу над ним, но «и провоцирует, и покупает ее, одаривая новгородцев и подстрекая их к казни» .
Квалификация состава подкупа как правового института формировалась в рамках уголовного права и довольно рано прослеживается в памятниках права. Уже Псковская судная грамота, судебники намечают, а Соборное Уложение, Артикулы Петра I — формируют этот состав преступления. Применительно к избирательному законодательству его квалификация завершается в XIX в., что нашло закрепление в ст. 1425 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уголовная ответственность по данной статье применялась к лицам, «кто, при выборах земских, дворянских, сельских или же городских, общественных или сословных, будет, через подкуп, подарки, обещания или угрозы, склонять кого-либо к поданию голоса в его пользу, или в пользу или против другого лица». Соответствующие составы были введены и в Положение о выборах в Учредительное собрание 1917 г. (ст. 108, 109) .
В действующем КоАП РФ ответственность по ст. 5.16 наступает за подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Поскольку в УК РФ существует смежный состав (п. «а» ч. 2 ст. 141), закрепляющий наличие в криминальном деянии признаков подкупа, в данной статье (ст. 5.16 КоАП РФ) понятие «подкуп избирателей» не раскрывается законодателем.
Общим объектом правонарушения выступают общественные отношения, связанные с формированием представительных органов власти, выбором высших должностных лиц и проведением референдумов.
Читать дальше
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.
4. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 02.11.2013) «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 16.06.2008, N 24, ст. 2868.
5. Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 02.11.2013) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
6. Андреева Е.М., Сидоров Е.И. Административное право: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 390 с. С. 271.
7. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [В.О. Лучин и др.]; под ред. В.О. Лучина. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 735 с. С. 591.
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами – 12-е издание, переработанное и дополненное. (СЕРИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ») Автор комментариев и составитель – В.С. Чижевский – М.: Книжный мир, 2011. – 1056 с. С. 302.
Читать дальше