Согласно Конституции РФ местное самоуправление должно стать важнейшим базовым конституционным правом граждан; одной из демократических форм волеизъявления граждан (наряду с системой государственной власти); сдерживающим, сбалансирующим фактором по отношению к тенденции на всеохватывающее централизованное проникновение государства, его властного механизма в дела общества; публично-властным механизмом, развивающим навыки общественного самоуправления на демократических началах - основы гражданского общества.
Актуальность данной работы заключается в том, что одним из острых вопросов нашего государства является поиск форм и методов повышения эффективности и рациональности функционирования местного управления и самоуправления, составляющего фундамент, низовое звено управления, без которого невозможно эффективное функционирование государственной власти в целом.
Следует отметить, что местное самоуправление рассматривается как нижний уровень управления, как необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Во всем мире вопросам организации управления на местах, в частности – самоуправлению, уделяется значительная роль.
Одним из этапов административной реформы стало принятие нового Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый Федеральный закон РФ существенно изменил концепцию местного самоуправления.
Цель работы. Целью данной работы является всестороннее исследование конституционных основ местного самоуправления в РФ.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования.
- рассмотреть и раскрыть особенности конституционного закрепления местного самоуправления в России;
- проанализировать сущность и конституционные принципы местного самоуправления в РФ на современном этапе;
- охарактеризовать проблемы определения «собственных» полномочий органов местного самоуправления;
- исследовать особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Структурно данная работа состоит из введения, четырех вопросов, заключения, списка используемой литературы.
Читать дальше
Огромное значение для системного определения демократической модели местного самоуправления имела Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
Проектом Конституции, который был поставлен на референдум и одобрен большинством его участников, стал проект Президента РФ. Предварительно проект прошел проработку на Конституционном совещании - широком собрании, созванном специально для обсуждения важнейшего правового и политического документа из представителей разных политических сил, территорий, ветвей и уровней власти, разных слоев общества. И именно здесь, на Конституционном совещании, высказывались подчас далеко не одинаковые точки зрения о путях развития российской государственности, именно здесь в острых дискуссиях оттачивались и формулы Конституции о местном самоуправлении.
В первом же своем выступлении на заседании Конституционного совещания Б.Н. Ельцин заявил о необходимости смены советского типа власти: «Очевидно, - говорил он, - что советский тип власти не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы» . Таким образом, лозунг «Вся власть Советам!» был снят с повестки дня. И не только в тактическом, но и в стратегическом плане. Советы уходили в историю, и уже на самом Конституционном совещании о них говорилось только в негативном плане, а когда речь заходила о позитивном опыте Советов, выступающего останавливали, напоминая, что принято политическое решение к Советам не возвращаться. Само наименование «Советы» было предано анафеме и не упоминалось в конституционном тексте, в том числе в тех статьях Корнституции, где речь шла о местном самоуправлении.
Глава Конституции о местном самоуправлении оказалась одной из самых дискуссионных. Делу отнюдь не способствовало отсутствие на совещании многих ведущих специалистов, знающих проблему и разрабатывавших ее долгие годы. Основным научным экспертом, судя по стенограмме, в группе, занимавшейся формулированием конституционных норм о местном самоуправлении – гл. 8 Конституции, - оказался С.И. Шишкин - правовед из Иркутска. Главу «Местное самоуправление» он предлагал переименовать в главу «Местная власть и самоуправление». «Глава, - говорил он, - посвящена в большей степени местному самоуправлению... Но среда обитания - это местное сообщество как для местной власти, так и для самоуправления... Местное сообщество может реализовывать предметы ведения или действовать в рамках этих предметов ведения по двум каналам: через органы местной власти и через систему местного самоуправления. Поэтому базовая категория - это местное сообщество, которое реализует себя через два канала - через местную власть, представительные органы, исполнительные органы государственной власти и через местное самоуправление» .
Читать дальше
Итак, основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ, является Конституция РФ, ст. 12 которой признает и гарантирует местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в РФ, является Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В данном Федеральном законе значительно изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления, предусмотрено создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения.
Особенность Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» заключается и в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое нововведение является положительным фактором. Оно призвано исправить существующую в настоящее время ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем самым с одной стороны получается, что основной закон страны обособляет местное самоуправление от государственного механизма, однако с другой - говорить о полном его отделении некорректно. В любом случае сохраняется подзаконная деятельность местной власти, а также территориальная и социально-экономическая взаимосвязь с государством.
Читать дальше
Полномочия органов местного самоуправления традиционно подразделяются на «собственные» и «делегированные», т.е. отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Определяя вопросы местного значения как правовую категорию, относящуюся к компетенции муниципальных образований, Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» применяет понятие полномочий непосредственно к органам и должностным лицам местного самоуправления. Смысл такого подхода объясняется тем, что именно органы местного самоуправления выполняют основной объем самоуправленческой деятельности, содержание которой наиболее полно отражается в полномочиях, т.е. в конкретных правах и обязанностях этих органов.
«Собственные» полномочия органов местного самоуправления непосредственно связаны с предметами ведения муниципального образования. Основное ядро «собственных» полномочий органов местного самоуправления составляют полномочия по решению вопросов местного значения. В законодательстве перечень полномочии по решению вопросов местного значения является открытым, что предполагает возможность дополнять его иными полномочиями в соответствии с нормами Федерального закона РФ» Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и уставами муниципальных образований. Полномочия по решению вопросов местного значения также закрепляются в федеральных законах по конкретным сферам управления и должны определяться объемом содержания этих вопросов (примерами могут служить Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и др.).
Читать дальше
Происходящее в РФ реформирование системы местного самоуправления направлено на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, оптимизацию сложившейся системы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Одной из форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В ходе муниципальной реформы совершенствуется законодательство о местном самоуправлении, в том числе касающееся механизма наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств в РФ закреплена на конституционном уровне (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Главным условием передачи государственных полномочий органам местного самоуправления является их финансовое обеспечение. Передача отдельных государственных полномочий на местный уровень должна осуществляться исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Вклад вышестоящих органов власти в местные бюджеты должен в первую очередь принимать форму общих субсидий. Указанные субсидии должны покрывать стандартизированные издержки на выполнение делегированных задач и структурную недостачу средств местных властей относительно их установленных обязанностей.
Условие об обязательном финансовом обеспечении передаваемых полномочий закреплено в виде соответствующих норм и в зарубежном законодательстве. В качестве наиболее наглядного примера здесь может служить Конституция Франции, которая устанавливает, что любая передача компетенции между государством и территориальными коллективами сопровождается предоставлением средств, эквивалентных тем, которые необходимы для осуществления этой компетенции. Любое предоставление или расширение компетенции, имеющей своим последствием увеличение расходов территориальных коллективов, должно сопровождаться предоставлением средств, установленных законом.
Читать дальше
Итак, в заключение следует отметить, что сейчас можно уверенно констатировать, что местное самоуправление находится на развилке путей своего развития. Это развитие и, соответственно, его законодательное регулирование могут пойти разными путями.
Первый из них связан с возрождением и усилением политики государства, направленной на утверждение и поддержку названных выше присущих российскому местному самоуправлению и закрепленных в Конституции и федеральном законодательстве свойств и качеств. Это последовательно демократический путь, реально ведущий к повышению эффективности ведения местных дел и в целом к усилению результативности управления экономическими и социальными процессами в стране.
Второй путь постепенно лишает местное самоуправление указанных свойств и качеств и превращает его в структуру местной исполнительной государственной власти. Это путь сокращения участия в решении местных дел населения, усиления единства подходов к решению этих дел, ужесточению государственной дисциплины. Однако одновременно в этих условиях неизбежно снижается действенность государственного управления.
Следует учитывать, что в условиях правового государства не должно быть противоречия норм Конституции об организации власти и практики этой организации. В данной связи оптимальный путь развития правовых основ местного самоуправления должен быть связан с утверждением конституционной модели местного самоуправления.
Должны быть реально гарантированы самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, осуществление местного самоуправления гражданами и прежде всего выборными органами местного самоуправления, автономия муниципалитетов от государственной власти и другие нормы Конституции.
Читать дальше
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года. № 237.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. на 22 октября 2013 г) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
3. Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. по состоянию на 21 ноября 2011 года) // СЗ РФ. 2007. № 43. ст. 5084.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 1.
5. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / Под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Административное право России: Курс лекций / Под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.
7. Баранов И.Н. Органы местного самоуправления в современной России // Административное и муниципальное право. 2012. N 12.
8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
9. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. № 10, октябрь 2006 года.
10. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. № 7, июль 2007 года.
11. Гулидов П.В. Местное самоуправление как одна из форм государственного устройства России // Российская юстиция. № 8. 2007.
12. Конституции зарубежных государств / Под ред. В.В. Маклакова. М., 2006.
13. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.
14. Конституционное совещание. Стенограмма, материалы, документы. 1995.
15. Макарейко Н. В. Административное право: Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009.
16. Нанба С.Б. Правовое регулирование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Журнал российского права. № 11, 2009.
17. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
Читать дальше