Конституционно-правовое регулирование занимает значимое место в сфере правового регулирования земельных отношений, что предопределено, во-первых, особенностями объекта регулирования; во-вторых, назначением Конституции РФ как согласование частных и публичных интересов в сфере землепользования и собственности на землю; в-третьих, особенностями предмета и методов конституционного права как основной отрасли российского права.
Конституционные положения, закрепляющие основы регулирования земельных отношений, должны рассматриваться только во взаимосвязи с основополагающими принципами Конституции Российской Федерации, поскольку при таком понимании они наполняются новым содержанием. Другими словами, рассмотрение вопроса о специфике основ земельных отношений требует использования отлаженного системного подхода, позволяющего выявить особенности реализации конституционных принципов в сфере земельных отношений.
Большую значимость имеют исследования конституционных принципов, которые связаны с земельными отношениями в части управления использованием и охраной земель. Как известно, принцип является центральным понятием, основанием отлаженной системы, обобщающим положением, распространяемым на все явления той области, из которой данный принцип начал действовать. Значение принципов состоит в том, что это основополагающие начала, основные положения, наиболее рациональные подходы к решению поставленного вопроса, к его содержанию, концепции, целям и задачам. В содержании речь идет именно о концептуальных подходах к решению любых проблем. Принципы, которые закреплены законом, становятся обязательными. В качестве таковых Конституция Российской Федерации определяет основы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления).
Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.
В статье 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42 Конституции РФ, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено в статье 9 Конституции Российской Федерации, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.