Для эпохи Возрождения характерно развитие социальной философии в утопическом ключе. Известными «социалистами-утопистами» данного периода являются Томас Мор (1478-1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). именно они стали предшественниками научного социализма. Их работы очень близки, так как оба они стремились создать общество равных, где бы отсутствовала частная собственность, блага распределялись по потребностям, а труд был всеобщей обязанностью.
1.1 Томас Мор
Первая литературная утопия принадлежит перу Томаса Мора. Он впервые в истории мировой литературы описал социалистический строй, в основе которого заложена коллективная собственность на средства производства. Сокращенное название его главного труда – «Утопия» - стало названием всего домарксистского периода коммунистических и социалистических исканий.
Взгляды Томаса Мора формировались на основе великолепного юридического образования, которое он получил в Оксфорде и Линкольнинне, а также под влиянием друзей-гуманистов - Эразма Роттердамского, У.Гроцина, Т.Линакра и Д.Колета.
Английский гуманист проявлял глубокое сочувствие угнетенным и трудящимся, хотя, как казалось, совершенно не был связан с ними. Это сочувствие в сочетании с глубоким для того времени проникновением в суть политических и общественных отношений стало главной причиной, приведшим Мора к идее необходимости переустройства государственной власти, общества и изменения законов [5, с. 49].
При короле Генрихе VIII Томас Мор значительно поднялся по карьерной лестнице, став лордом-канцлером Англии в 1529 году. Однако церковная реформа короля, в ходе осуществления которой он провозгласил себя главой англиканской церкви, заставили гуманиста отказаться от занимаемого поста. Данный шаг был расценен властью как государственная измена, и Мор был приговорен к смертной казни, осуществленной в 1535 году.
«Утопия» или «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» вышла в свет в 1516 году. Книга написана в форме беседы между путешественником Рафаэлем Гитлодеем, Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Мор резко критикует современное общество, в котором лучшее достается худшим, тем не менее даже жизнь богатых далека от благополучия, а большинство людей совершенно несчастны. Современному обществу противостоит идеальное общество утопийцев. В основе достижения всеобщего счастья и благосостояния должно лежать равенство, существующее в Утопии в виде самой мелочной регламентации покроя одежды, планировки домов и т.д. Все люди, кроме небольшого числа правителей, обязаны трудиться, но продолжительность рабочего дня составляет 6 часов. На острове существует также и рабство, предназначенное для наказания преступников, поскольку иные виды наказания, в том числе смертная казнь, отменены. Рабы выполняют самый грязный труд, который не приличествовало бы исполнять остальным, например, забой скота, пробуждающий чувство жестокости[]. Частная собственность и деньги отменены; из золота, чтобы выразить презрение к нему, делаются ночные горшки и цепи для рабов. На острове царит веротерпимость, религиозные споры запрещены, поскольку они угрожают единству общества. Вместе с тем наиболее мудрые утопийцы понимают, что различные религии представляют собой разные формы преклонения перед единым божеством и надеются на то, что в конечном итоге все религии объединятся в единую [2, с. 140].