В процессе налогообложения каждая сторона преследует свои цели, старается защитить собственные экономические интересы.
Так налогоплательщики стараются всеми возможными методами снизить размер своих налоговых обязательств.
Государство же, наоборот, стремится увеличить доходную часть государственного бюджета путём маневрирования количеством взимаемых налогов, изменением элементов налогов.
Оптимизация налоговой системы заключается в сочетании интересов государства и налогоплательщиков.
Конечно, во многом структура налоговой системы и общий уровень налоговой нагрузки зависит от политики, долгосрочных целей развития государства. Налогоплательщики мало могут повлиять на процесс становления налоговой системы прямым путём. Чаще всего эффективность функционирования налоговой системы проявляется в действиях налогоплательщика, в силе его стремлений сократить размер налоговых обязательств или не платить налоги совсем.
Таким образом, современное государство должно постоянно стремиться оптимизировать налоговую систему, чтобы она выполняла не только свою главную функцию: фискальную, но и в значительной мере реализовывала регулирующую, социальную, стимулирующую и контрольную функции.
Именно поэтому налоговая система Российской Федерации, как и любого другого государства, должна быть динамичной и периодически изменяться.
Налоговая система Российской Федерации прошла несколько этапов развития и в настоящее время по всей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.
Однако и она не идеальна. Оптимизировать налоговую систему можно с различных подходов: главное при этом соблюдать баланс увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет и недопущения снижения темпов экономического роста.
Одним из основных направлений оптимизации представляется оптимизация элементов налога на имущество физических лиц и включение его в Налоговый кодекс РФ.
По налогу на имущество физических лиц, в первую очередь, необходимо изменить порядок формирования налоговой базы. В настоящее время налоговой базой является инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, рассчитываемая органами БТИ. Однако такой порядок формирования налоговой базы является достаточно абстрактным.
Представляется более целесообразным формировать налоговую базу от характеристики объекта налогообложения, понятной большинству налогоплательщиков и присущей данному объекту налогообложения: например, от площади объекта, выраженной в квадратных метрах.
Читать дальше