Начало социального партнерство отсчитывается от начала 18 века, тогда впервые предприняли попытку государственного регулирования трудовых отношений работников с работодателями. Первым документов является Указ и «Регламент» от 1722 года, изданные Петром I, в них оговаривалась максимальная продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, и устанавливался размер заработной платы.
В России социально-трудовые отношения прошли от патриархальных до цивилизованных форм. В дореформенный период данные договоры имели устное соглашение между работником и работодателем, в настоящее время это коллективные и тарифные договоры. Сначала договоры заключались непосредственно между коллективом работников и руководителями заводов, теперь же существуют профессиональные организации рабочих. Самая высшая форма договора – это тарифное соглашение, которое заключается между профсоюзами рабочих и союзами работодателей.
В начале социально0трудовые отношения имели конфронтационную окраску. Трудовые конфликты разрешались самым эффективным на тот момент способом: стачками рабочих и забастовками, требования в основном были одни и те же, повышение заработной платы и уменьшение продолжительности рабочего дня. Предприниматели же в основном отвечали на это закрытием предприятия и увольнением всех работников. С опытом пришло осознание безрезультатности данных методов по решению социально-трудовых конфликтов. В период первой русской революции были созданы примирительные учреждения, в которые входили представители работодателей и работников. Также огромный вклад а урегулирование данных конфликтов внес Военно-промышленный комитет образованный по инициативе предпринимателей.
Сотрудничество предпринимателей и рабочих вылилось в создание системы копартнершипа – когда рабочие были привлечены к прибыли предприятия. Особенностью данной системы в России являлось то, что предприниматели рассматривали данную систему с точки зрения социального мира с рабочими, для того проводились акционирования предприятий, а доля работников выделялась с кармана предпринимателя.
Читать дальше
Рассмотрим основные методы взаимодействия социальных партнеров:
- проведение консультаций;
- выдвижение требований и предложений сторон;
- участие в коллективных переговорах;
- использование примирительных процедур;
- оформление достигнутых договоров и соглашений;
- контроль за выполнением договоров и соглашений.
Рассмотрим первый метод – проведение консультаций. Социальный диалог направлен на определение и сближение позиций, для достижения договоренностей и согласованных решений между участниками данного диалога, представителей работников, работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления, для решения вопросов и их формирования по социально-экономической политике, а также социально-трудовых отношений.
При проведении диалога существуют следующие принципы:
- законность;
- репрезентативность и полномочность сторон и их представителей;
- независимость и равноправие сторон;
- конструктивность и взаимодействие;
- добровольность и принятие реальных обязательств;
- взаимное уважение и поиск компромиссных решений;
- обязательность рассмотрения предложений сторон;
- приоритет согласительных процедур;
- открытость и гласность;
- обязательность соблюдения достигнутых договоренностей;
- ответственность за выполнение принятых обязательств.
Одна из сторон социального диалога может предложить провести консультацию для того чтобы определить и сблизить позиции для принятия решений, которые находятся в их компетенции.
Для проведения консультации, сторона, заинтересованная в этом, отправляет другой стороне письменное предложение, в котором указывает предмет консультации, а также термин его проведения.
Читать дальше