Одной из наиболее древних философских дисциплин является этика. В качестве объекта изучения этики выступают: мораль и нравственность. Начиная с 300-х годов до н.э. и до настоящего времени интерес к этике, как к науке не становится меньше. На протяжении длительного времени этика привлекала внимание различных философов, среди которых можно выделить Аристотеля, Спинозу, Канта, Маркса.
Среди философских трактатов посвященных проблемам этики можно выделить выделяются труды И.Канта. это связано с тем, что этика Канта явилась вершиной философии морали нового времени.
В своих работах Кант уделил большое внимание нравственности. Концепция, разработанная Кантом являлась наиболее разработанной, систематической и завершенной. В соей работе он сформулировал целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности.
К заслугам Канта можно отнести то, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы, то есть вопросы теоретического разума, от вопроса практического разума: что я должен делать?
Практическая философия Канта оказала большое влияние на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).
Изучение этики Канта в настоящее время продолжает развиваться.
Имеется большое количество различных оценок этики разработанной Кантом. С точки зрения метафизики, наибольший интерес представляют идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Современные исследования этики Канта направлены на поиск новых способов ее переосмысления и поиск новых подходов реконструкции критической этики.
Исходным пунктом критической этики Канта является осознание практики, в рамках которой воплощается разумное поведение человека.
Вся практическая философия направлена на изучение человеческой практики. В ней рассматривается, как соотносятся такие понятия, как действительная свобода и моральный закон.
Согласно теории Канта единство критической философии с кантовской философией морали необходимо искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Это связано с тем, что моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.
Читать дальше
Все фундаментальные потребности и интересы людей направлены, в конечном счете, на достижение блаженства. Кант рассматривал данную проблему с точки зрения нравственного сознания. В своей теории он отстаивает чистоту морального мотива.
По мнению Канта принцип счастья «подводит под нравственность мотивы, которые, скорее, подрывают и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному - как лучше рассчитывать, специфическое же отличие того и другого совершенно стирают» [4].
В том случае, если в обоснование нравственности положить стремление человека к счастью, то в этом случае, побуждение к действию будет обременено инородными, «гетерономными», не свойственными самой морали мотивами. Среди этих мотивов можно выделить:
• надежду на достижение успеха;
• надежду на обретение блаженства в этом или потустороннем мире;
• надежду на вознаграждение добродетели;
• надежду на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков.
Действительно моральный настрой человека должен заключаться в том, чтобы рассчитывать на получение каких-либо наград ни в этом, ни в другом мире, а выполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам.
По мнению Канта, мораль нельзя рассматривать исключительно в качестве способа достижения желаемого результата. Поскольку в этом случае, нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу. Конечно такие принципы присутствуют в человеческой жизни. В своих работах Кант называет их условными, гипотетическими императивами.
Читать дальше
По мнению Канта, нравственность наиболее тесно связана с правом. В том случае, если долг вынудил человека сделать выбор не в пользу своего ближнего, то по мнению Канта это свидетельствует о его нравственности. На самом деле, это является свидетельством проявления исключительно абстрактного гуманизма.
Это объясняется тем, что далеко не всегда «любовь к дальнему» является более нравственной, чем «любовь к ближнему» [1].
Мнение Канта является справедливым в том, что нравственный императив требует оказания людям необходимой помощи, но совсем не вынуждает любить их за это. По сути, чувство долга исключает чувство любви, поскольку любить по обязанности невозможно.
Но мнение Канта является ошибочным в том, что он считал что чувства долга и любви не могут совпадать. Это связано с тем, что истинная человечность предполагает любовь ко всем людям, а тогда и сострадание, и жалость будут адекватными долгу
В своей этике Кант развивает учение об автономии морали. Он утверждал свободу человека. Он считал, что человек является творцом своего нравственного мира. Человек сам для себя определяет закон действий.
В своих работах он определяет нравственную установку основная суть и задачи которой значительно отличаются от тех, которые доминируют в периоды спокойного и размеренного постепенного развития. Характерной чертой нравственной установки является радикализм предъявленных требований.
Долг имеет существенные отличия от условных правил поведения. Долг по своей сути является абсолютным требованием, которому необходимо следовать при любых обстоятельствах.
Читать дальше
Свобода является одним из краеугольных камней морали и религии. Она служит для систематического построения чистого разума и разума спекулятивного.
Кант при рассмотрении понятия свободы использовал язык метафизики. В своих работах Кант не раскрывает содержания безусловности свободы. Он ограничивается утверждениями о негативной свободе. Под негативной свободой Кант понимал «свободу от…». В своей книге «Критика чистого разума» кант писал, что мы можем ее помыслить, не впадая в противоречие.
Кант считал, что для человека характерно его природное несовершенство. Но в человеке Кант видел разумное существо, которое может на основе собственного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать собственные желания [4].
Кант являлся дуалистом и выделял два уровня причинности:
• в рамках природы;
• в рамках свободы.
Кант считает понятие свободы «ключом к объяснению автономии воли». Категорический императив дальше развивает идею об универсальной воле. Но этот императив нуждается в наличии третьего связующего звена между волей человека и универсальным моральным законом. В качестве такого третьего звена и выступает понятие свободы. На основе идеи свободы Кантом была сформулирована особенность природы человеческого разума.
На начальных этапах работы над своей моральной философией Кант считал, что практика является комплексным понятием и состоит из трех различных практических ценностей. Этими ценностями являются:
• умение;
• благоразумие;
• мудрость.
Читать дальше
В центре всей системы учения Канта лежит учение о нравственности. В своих работах Кант обозначил целый ряд характерных черт морали. Нравственность не является психологией человека как таковой.
Нравственность может выступать в качестве различных психологических явлений в сознании человека. Нравственность возможна только на основе воспитания, подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.
Мораль не является исключительно «внутренней механикой» душевных импульсов и переживаний человека, она имеет нормативный характер, а именно, вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним, а не на основе психологического облика, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п.
Именно в этом заключается объективно-долженствовательная природа моральных требований предъявляемых к индивидуальному сознанию человека.
Это выступает в качестве морального разграничения «логики чувств» и «логики морали». Кант смог обнаружить суть нравственного конфликта, существующего в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений.
Согласно Канту односторонняя и прочная цельность, выступает в качестве реальной альтернативы моральной мягкотелости. Она противостоит моральной мягкотелости.
В качестве исторических заслуг Канта в рамках развитии понятия морали заключается в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований. Именно она отличает мораль от других социальных нормативов.
Так же Кант определил внимание на роль личного самосознания и самопонуждения в рамках морали. Так же он определил специфический характер нравственной свободы. Он рассматривал свободу как важный аспект нравственного разума.
Парадокс этики написанной Кантом заключается в том, что, несмотря на то, что моральное действие направлено на осуществление природного и морального совершенства, тем не менее, это совершенство остается недостижимым для человека. Именно в нравственности Кант видит духовный источник преобразования и обновления человека и общества в целом.
Кантом была выдвинута идея о том, что этика является автономной сферой, а следовательно, исследование этического идеала, размышления о практическом характере нравственности являются значимым вкладом в развитие философии.
Читать дальше
1. Кант И. Трактаты и письма, М.: Наука, 1980 - 709 с.
2. Т. Б. Длугач “И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума», М.: Наука, 1990 - 136 с.
3. И. С. Андреев, Б. Т. Григорьян «Философия Канта и современный идеализм», М.: Наука, 1987 - 272 с.
4. О. Г. Дробницкий «Понятие морали», М.: Наука, 1974 - 388 с.
5. «Кант и философия в России», М.: Наука, 1994 - 271 с.
Читать дальше