В условиях перехода к открытой экономике для Российской Федерации жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики своего эффективного участия в мирохозяйственных процессах. Требуется создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальне-го, так и ближнего зарубежья, и прежде всего со странами СНГ.
На данном этапе развития СНГ можно сказать, что в плане сближения, развития интеграционных процессов центростремительные силы отнюдь не перевешивают центробежные. Для будущего развития интеграционных процессов в СНГ необходимо в дальнейшем согласовать целый ряд важнейших проблем внешнеэкономического и внешнеполитического характера, чтобы отработать стратегию всестороннего взаимодействия.
Проблемы экономической и политической интеграции в рамках СНГ являются следствием того, что, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены по итогам нового законотворческого процесса не воспользовались дарованным им общим наследием, а, наоборот, постарались закрепить существовавшие различия в экономической политике. В ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЦАС и ГУАМ. Эти объединения, разные по уровню и глубине, показывают, что существует опасность разобщения разных образований, их противопоставления в ущерб сохранению целостности Содружества. Однако с другой стороны, они свидетельствуют о наличии устойчивых интеграционных намерений у ряда стран Содружества и о гибкости, а не аморфности его механизмов, позволяющих функционировать различным моделям, объединенным общностью интересов.
Вместе с тем, вместо создания единой валютной зоны стран СНГ, о которой раньше так много говорили, более предпочтителен просто валютный союз с Россией. В пользу этого говорит характер экономических связей, торгового оборота и ряд других факторов. Однако к настоящему времени объем товарооборота между российскими регионами и областями стран Содружества, сократился в 34 раза. СНГ стало скорее механизмом цивилизованного «развода» бывших союзных республик, нежели их объединителем.
Читать дальше