На процесс развития и становления детской личности влияет множество факторов, и социокультурная среда играет при этом весьма значительную, скорее даже главенствующую роль. В первую очередь речь, конечно, идет о семье и внутрисемейных отношениях, которые и формируют в ребенке восприятие окружающего мира. Поэтому оно может быть как правильным, так и неправильным.
Именно семья учит ребенка понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Родительский пример, более даже чем непосредственный процесс воспитания, образует основы детского характера. Потому чрезвычайно важным становится передача культурных традиций и национальных этнических ценностей, которые и формируют общую социокультурную среду в обществе. Если говорить конкретно о России, то в настоящий момент, конечно, практически полностью утрачены те основы воспитания, которые использовались русским народом веками. Исчезли в принципе такие понятия как благочестие, целомудрие, кротость и смирение, на их место пришли вседозволенность, распущенность, грубость и доступность.
К моему глубокому сожалению, каждое последующее поколение современности становится все хуже предыдущего. Внутрисемейные ценности формируются общественным запросом – а это весьма печальный факт с удручающими последствиями.
Здесь же отметим непосредственное влияние на воспитательный процесс общественного окружения. Любой ребенок, так или иначе, взаимодействует с окружающими его людьми, обстановкой – внешним миром. Это второстепенный фактор социокультурной среды, воздействующий на воспитательный процесс. Потому представляется практически невозможным избежание негативного влияния на ребенка, однако всегда есть возможность минимизировать это давление. Все опять же зависит от основ и ценностей, заложенных ребенку в семье.
Читать дальше