Наиболее остро в спорах о путях и направлениях развития страны вставал вопрос о месте и роли православия в истории России, а также его влияние на общественное развитие и самопознание.
Соответственно, одним из самых важных событий русской истории, несомненно стало принятие языческой Русью в Х веке христианства, которое сыграло большую роль в дальнейшем политическом, экономическом и культурном развитии страны.
Такие процессы как становление и укрепление древнерусского государства, а также борьба с племенной раздробленностью и развитие феодальных отношений обязывали к принятию новой идеологии. При этом Древней Руси необходима была мировая, или наднациональная религия, так как вышеупомянутое государство являлось многонациональным.
Своеобразной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России принято считать дату крещения Руси и принятия христианства. Таким образом, образуется европейское феодально-монархическое централизованное государство, которое было объединено идеологией и созидательными стремлениями.
Данный факт, так сказать, предопределил основные черты русской культуры и значительно повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов в будущем.
Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что в последнее время очень активно стали разрабатываться вопросы, которые посвящены религиозной сущности развития общества, в том числе, закономерностям образования и функционирования религиозной духовной культуры.
Возможно это связано с недостаточным исследованием темы, частично – из-за того, что нет единого предмета, который бы означался словом «религия».
Примерно религию можно охарактеризовать следующим образом: это комплекс социальных и культурных явлений. В нее входят: верования, поклонение сакральному, учение, церковь, обряды и вся церковная практика.
Автор желает достичь следующей цели: выявить роль православия в цивилизационном становлении России и изучить понятие «оккультизм».
В связи с поставленной целью, возникает необходимость решения определенных задач:
- определить предпосылки образования и принятия христианства в России;
- изучить взаимодействие государства и православной церкви на различных стадиях развития нашего государства;
- установить какое влияние православие оказывало на искусство в России, и наоборот;
- дать характеристику Православной Церкви как основного фактора российской цивилизации;
- дать понятие и выявить суть термина «окккультизм».
В структуру данной работы входит: введение, две главы, заключение и список литературы.
Читать дальше
Как известно, единого понятия религии не существует, а в античные времена ее вообще не было. Люди верили в мифы, обряды, традиции.
Гюстав Лебон в одной из своих книг написал: «Непреодолимую их (религий) силу образует то, что они составляют единственный фактор, который может моментально дать какому-нибудь народу полную общность интересов, чувств и мыслей».
Автор согласится с данным высказыванием. Суть религии заключается в том, что она объединяет изнутри. Единая религия объединяет людей, которые ее исповедуют.
Но не всегда такое единение используется в достижении хороших целей. Религией может быть объединен как народ, так и государство. Этот факт использовали в свое время Сталин и Гитлер. Одна существенная разница, поклонение происходило не сакральному, а культу личности.
Сама по себе религия не только объединяет, но и направляет, мотивирует.
Культура Древней Руси до принятия христианства была бесписьменной, и основой мировоззрения население являлось многобожие. Как сказал Б. А. Рыбаков: «Славянское язычество – это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий».
Славяно-русское язычество формировалось на основе сакрализации природных сил и стихий. К примеру, небесную стихию была подчинена Сварогу, воздух и ветер - Стрибогу, а земля и плодородие – Мокоши и т.д.
Раньше человек и природа находились в гармонии и равновесии, которые, в свою очередь, подчинялись неизменному и вечному круговороту природных циклов. И, естественно, человек воспринимался как часть той самой природы, а не в качестве социального существа. Тогда не существовало времени, в следствие чего не было понимания смысла истории как процесса.
Христианство на Руси представляла собой длительную работу по внедрению религии, отчасти добровольно, отчасти насильственно.
И только по прошествии некоторого времени, христианство приобрело официальный статус религии, что послужило толчком к массовому крещению восточных славян.
Таким образом, можно выделить основные исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:
- специфическое географическое положение Руси (между Западом и Востоком), которое постоянно приводило к противостоянию духовной жизни и культуры русского народа влиянию цивилизаций, значительно отличающихся друг от друга;
- направленность различных интересов Руси на юго-восток, так как именно оттуда исходила основная военная угроза на протяжении многих столетий, а также обмен идеями и людьми с восточнославянскими народами южного и северного направлений.
Читать дальше
Оккультизм – попытка выявить и использовать в практических целях «скрытые» природные силы. Он основывается на убеждении, что все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными. Представление о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке, включенном в систему таких связей, было распространенным в Западной Европе в XIV—XVI вв. Тайные силы иногда персонифицировались, и их пытались вызвать заклинаниями. Рецидивы оккультизма встречаются и в настоящем времени.
Синонимами оккультизма можно считать: каббалистика, колдовство, оккультные науки, шаманство.
Во все времена люди искали что-то тайное в жизни. Шаманизм, герметизм, гностицизм, орден тамплиеров и масоны, вот далеко не все понятия, входящие в термин «оккультизм». С течением времени менялось название, но не сущность данного термина. Основной мыслью оккультизма является призыв человеку стать самому себе богом. Несмотря на Божьи заповеди, многие из наших современников сделали поиск тайн смыслом своей жизни.
В тот период нашей страны, когда у власти стояли коммунисты, проблем с распространением оккультизма практически не возникало. Время «перестройки», конец 1980-х начало 1990-х гг., стало тем рубежом, когда стирались все преграды к популяризации и широкому распространению оккультизма.
Сам термин «оккультизм» появился в XVI веке в Европе. До этого вместо данного понятия использовались такие слова, как мистика и мистицизм. То оккультное мировоззрение, которое существует в наши дни, сформировалось в XIX веке, в той же Европе. Данному факту способствовал французский оккультист Элифас Леви. Он создал свою систему оккультных знаний. И именно с того момента понятие оккультизма получило массовое распространение.
Те современные ученые, которые не являются сторонниками оккультной доктрины, дают свое определение этого понятия: от лат. occultus - тайный, сокровенный – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но доступных лишь посвященному.
Ритуал посвящение существует с одной целью – дать возможность посвященному новую идеологию мира и помощь в достижении «высшей степени» познания, при которой скрытые силы могут контролироваться.
В оккультизме мир представляется непрерывным динамическим взаимодействии сил. Существует убеждение, что понять сущность оккультизма могут только его приверженцы.
Читать дальше
В данной контрольной работе рассмотрена одна из самых важных проблем современной России, то есть взаимосвязь религиозной культуры и цивилизационного развития России.
Автор считает, что многим Россия сегодня обязана тем смелым реформам, которые произвел князь Владимир. Именно это помогло Древней Руси догнать развитые феодальные монархии и достаточно сильно повлиять на ее последующее развитие.
Можно сказать, что с момента крещения Руси русские, украинские и белорусские народы обрели Священное Писание, творения святых отцов, и, естественно, основу для своего духовного единства.
В учебниках истории писалось, что именно народ прозвал своего духовного наставника Красным Солнышком. В этом словосочетании так много признательности, благодарности за его тепло и радость, ведь именно с него в Х веке положила свое начало новая Русь, новые народ, путь и культура.
На данном этапе формирования новой государственной церковной политики России государство не может умалять значимость религии для общества, а также забывать, что именно последнее считается движущей силой, которая обеспечивает реализацию интересов граждан как верующих, так и неверующих. В конце концов именно государство должно создавать условия для полноценной жизнедеятельности граждан, объединившихся по мировоззренческим убеждениям.
Согласно Конституции РФ и Закону «О свободе вероисповеданий» права граждан на свободу совести сводятся именно к тому, что они имеют право исключительно на свободу вероисповедания. Таким образом, общество, если можно так сказать, возвращается к ситуации, возникшей на рубеже XIX - XX веков, когда государство игнорирует права неверующих на свободу совести.
Нередко нарушаются такие конституционные принципы свободы совести как отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство религий и религиозных объединений, равенство прав верующих и неверующих.
Соответственно, просто необходима законодательная база для регулирования государственно-церковных отношений.
Читать дальше
Нормативная литература:
1. Конституция Российской Федерации. – 1993 г. // ИПП «Гарант»;
2. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 39 // ИПП «Гарант».
Основная литература:
1. Алов А.А., Владимиров М.Г. Мировые религии. - М., Приор, 1998. – 234 с.;
2. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
3. Дробышев А.М., «Культурология», Изд. «Юнити», 2003 г. – 276 с.;
4. Карпов А.Ю. Владимир святой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 454 с.
5. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 265 с.;
6. Лебон Г. Психология народов и масс. Пер. с фр. СПб.,1995. – 176 с.;
7. Лихачев Д. С. «Новое о древнерусской литературе // Сквозь века». — М., 1986. — Вып. 1. — 79 с.;
8. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995. – 198 с.;
9. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М.: Политиздат,1981. – 87 с.;
10. Рыбаков Б. А. «Древняя Русь: Город, Замок, Село». Изд-во «Наука», М., 1985. – 259 с.;
11. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. – 176 с.;
12. Элифас Леви «Наука о духах», Изд-ль: ИП Москвичев А. Г., М., 2013 г. – 364 с.
Интернет-ресурс:
1. Бойков Игорь «О роли религии в современной России», интернет журнал АПН (Агентство Политических Новостей) от 18 февраля 2009 г. (http://www.apn.ru/publications/article21332.htm);
2. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/);
3. Выступления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на объединенной сессии Академии социальный наук РФ. 23 февраля 1999 г. Журнал «Социально-гуманитарные знания», 1999, № 3;
4. Демоскоп weekly № 477-478 12-25 сентября 2011 г. (http://demoscope.ru/weekly/2011/0477/opros01.php);
5. Ленин В. И. Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922 г. (http://www.leninizm.ru/articles.php?idart=19220319);
6. Официальный сайт Московского Патриархата (http://www.patriarchia.ru/db/text/671310.html);
7. Питанов В. Ю. «Ложные аргументы противников христианства» (http://predanie.ru/audio/lekcii/pitanov/);
8. Энгельс Ф. «Критика Эрфуртской программы Германской социал-демократической партии» (http://www.ngpedia.ru/index.html);
9. Энциклопедия России (http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=376).
Читать дальше