1. Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
2. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
3. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка.
4. Определите жанровую разновидность текста.
5. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
6. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный(ые) вариант(ы).
Текст
Мы мысленно (мысленный) не сознаем (не с глаголами раздельно) еще вполне(наречие с приставкой в), жизненно (жизненный) не делаем (не с глаголами) еще всех следствий из того удивительного(диво) небывалого(можно заменить синонимом без не) времени, в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе в исключительно важную, по существу (предлог и сущ.) новую, эпоху жизни человечества, его истории (Р.п., 3 склонение) на нашей планете.
Впервые (наречие с приставкой в) человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, в общем (вводное слово), всю биосферу, всю связанную ( суф. страдательного причастия) с жизнью область планеты... Нет на Земле уголка, для него не доступного (есть зависимое слово). Нет пределов (близко по значению к приставке пере) возможному его размножению... Жизнь человечества при всей ее разнородности стала неделимой, единой. Событие, происшедшее (после приставки глухой согласный) в захолустном (захолустье) уголке любой точки, любого континента или океана, отражается и имеет следствия, большие и малые, в ряде других мест, всюду (наречие) на поверхности (П.п., 3 скл.) Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар.
(В.И. Вернадский)
Не могу здесь обозначить графически, выделила красным и подписала условие орфограмм.
2. Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и объединенные одной темой. В данном тексте тему легко установить – новая эпоха в жизни человечества. Все предложения данного текста раскрывают его содержание. Количество предложений достаточное для выражения темы, он обладает смысловой законченностью. Прослеживается логическая последовательность развития основной мысли. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст оформлен в рамках одного стиля.
3. Стиль публицистический
4. Жанр – эссе
5. Тип речи – рассуждение. Есть тезис и доказательства.
6. Не сознаем еще вполне – вполне еще не сознаем
Следствия, большие и малые, - большие и малые следствия
Читать дальше