Задание 1.
1. Проанализируйте причины, по которым буддизм становится мировой религией.
2. Как в буддизме понималась идея “мирового правителя”?
Распространению буддизма чрезвычайно активная миссионерская деятельность императора Ашоки среди государств эллинистического мира - от Индии и до самой Греции. Кроме того, буддизм очень хорошо «прижился» там, где население было так или иначе подвергнуто влиянию китайской культуры и, следовательно, конфуцианства. Конфуцианство было «пустым», оно говорило только об этике, о государстве и ничего не говорило о смерти, о потустороннем мире, об отношениях души человеческой с высшими силами. Не было никакой борьбы со «старой религией» по той простой причине, что и самой «религии» в традиционном понимании не было.
«Мировой правитель» в буддизме – это Тот, кто должен придти. Грядущий Учитель всего мира, новый Бодхисаттва и Будда, пришествия которого ожидают буддисты. Имя его в разных регионах имеет разную транскрипцию – его называют Майтрейя, Майтри, Майдари и т.п. Особое внимание ему уделяют в тибетском буддизме, или ламаизме.
Задание 2.
1. Объясните, с чем в Китае связано такое отношение к Конфуцию.
2. Составьте список качеств “благородного мужа” и “низкого человека”. Найдите основные отличия.
Конфуций жил, писал свои труды и руководил философской школой во время эпохи Чжоу. Однако популярным он стал только в дни династии Хань: литература этой эпохи описывала его уже не просто как учителя и политика, но и как законодателя, пророка и полубога, некоронованного «вана» (то есть царя). В 1 году нашей эры его стали почитать на государственном уровне. Растущая популярность Конфуция была директивным образом навязана «сверху» - образ «некоронованного царя» помог легитимизировать восстановленную династию Хань после того, как трон узурпировал Ван Ман.
Читать дальше