1. Понятие о семье и браке. 2. Соотношение понятий «брак» и «семья» 3. Семья как социальный институт 4. Эволюция и формы семейно-брачных отношений 5. Функции семьи 6. Репродуктивная функция семьи 7. Ролевая структура семьи 8. Структура и типология семей 9. Любовь как основа построения супружеских отношений 10. Конфликты в семье 11. Модели выбора брачного партнера 12. Факторы выбора брачного партнера, определяющие успешность брака. 13. Факторы выбора брачного партнера, определяющие проблемность брачного союза 14. Мотивы вступления в брак 15. Понятие жизненного цикла семьи. Классификация этапов жизненного цикла семьи 16. Семейный кризис 17. Семья как институт первичной социализации ребенка 18. Особенности супружеских отношений. Психологическая совместимость в браке 19. Особенности детско-родительских отношений. Стиль воспитания 20. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности 21. Благополучная семья. Факторы семейного благополучия 22. Определение понятия «проблемная семья». Типы проблемных семей 23. Семья с больным ребенком 24. Семья как дисгармоничный союз 25. Семья в разводе 26. Повторный брак 27. Развитие практики семейного консультирования 28. Теоретические основы семейного консультирования 29. Основные принципы консультирования семьи 30. Основные этапы психологического консультирования семьи 31. Социализация ребенка 32. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание
Новосибирский государственный педагогический университет
4 курс

Вопросы к экзамену по психологии

билеты к экзаменам
Психология
57 страниц
72% уникальность
2014 год
4 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Фрагмент работы
1. Понятие о семье и браке. Понятие брака. Современное российское законодательство не содержит легального определения брака. Тем не менее такое определение необходимо, поскольку состояние в браке является юридическим фактом, с которым право связывает возникновение ряда правоотношений. Существует несколько подходов к определению брака: социологический, религиозный, обыденный и т. д. Однако юридический подход прежде всего предполагает характеристику брака как юридического факта и отвлечение от таких несущественных для правового регулирования сторон брачных отношений, как любовь, забота между супругами и т.п. Понятию брака как юридического факта в наибольшей степени соответствует французское определение брака как заключаемого в установленной законом форме гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи. Хотя с расширением в Российской Федерации диспозитивного регулирования брачных отношений становится более популярной точка зрения на брак как на гражданско-правовой договор, тем не менее сегодня отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Каждый признак данного определения, как правило, отражает существенные характеристики брака как юридического факта. Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Как правило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки либо договора, поскольку помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляется, такое понимание акцентирует внимание на внеправовых аспектах брачных отношений. Юридическое же определение брака предполагает понимание слова «союз» как состояния, т.е. юридического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия. В последнее время становится все больше противников признака гетеросексуальное™ брака. В некоторых странах получили юридическую защиту гомосексуальные браки. Наконец, в западной доктрине в последнее время получили распространение концепции, предлагающие закрепить в законодательстве плюралистическую теорию брака, т.е. сводящие роль государства к защите той модели брака, которая по мнению вступающих в брак лиц является для них оптимальной. Тем не менее, в Российской Федерации защитой пользуются лишь брачные отношения мужчины и женщины, поэтому признак гетеросексуальности брака является существенным для российского права. Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство). В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным. В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, брак — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, защищаемые государством: В-шестых, цель брака — создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно имущественные отношения между супругами, предполагает отказ от данного признака. В-седьмых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд. В литературе также указывается на такие признаки брака, как его пожизненность, наличие цели рождения и воспитания детей. Однако, как представляется, данные признаки являются внеправовыми, несущественными для понятия брака как юридического факта, поскольку право не связывает существование брачных правоотношений с их наличием либо отсутствием. Более того, в Российской Федерации возможность расторжения брака является одной из гарантий его свободного и добровольного характера. Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи. Как ни парадоксально, семейное право не испытывает потребности в таком определении, поскольку с самим по себе членством в семье право не связывает определенных прав и обязанностей. Возникновение таких прав и обязанностей обусловлено иными юридическими фактами — состоянием в браке, некоторыми отношениями родства и др. Как представляется, семейное право также не может определить круг членов семьи, пригодный для урегулирования отношений иными отраслями права (гражданским, жилищным правом), поскольку их специфика определяет различные подходы к признанию юридической значимости отношений родства и свойства. Действительно, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, отличается от определяемого в Жилищном кодексе или в других актах. С юридической точки зрения понятие семьи зависит от того, каким отношениям в той или иной отрасли права придается юридическое значение. Соответственно, в юридическом понимании семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, выпекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как круг лиц, связанных семейными правоотношениями. Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью. От юридического понятия семьи следует отличать социологическое, акцентирующее внимание на духовной общности членов семьи: семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота, внимание. Юридическая семья может существовать и в том случае, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала. Так, сохраняется юридическая семейная общность ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком. Кроме того, семейные правоотношения могут существовать не только внутри одной семьи, но и между отдельными членами разных семей, когда, например, отец семейства еще имеет внебрачных детей. С другой стороны, семья в социологическом смысле также может существовать при отсутствии семейных правоотношений. Так, например, мужчина и женщина, не состоящие в зарегистрированном браке, но относящиеся друг к другу с любовью и заботой, проживающие совместно, имеющие детей, ничем не отличаются от обычной семьи, однако с точки зрения права они единой семьей не являются. Следует отметить, что право в некоторых случаях связывает те или иные правовые последствия с наличием семьи в социологическом плане. Так, например, основанием для признания брака фиктивным является отсутствие у вступающих в брак цели создать семью. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого их них. 2. Соотношение понятий «брак» и «семья» Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново. Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом «рецептами» решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время от времени может рассогласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой. В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества. Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства. Крупный специалист в области социологии семьи А.Г. Харчев понимал брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права, обязанности. С.И. Голод обращает внимание на то, что брак представляет собой в целом исторически разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, которое направлено на поддержание непрерывности жизни. Социальное предназначение брака — воспроизводство. Отсюда следует вывод, что однополые браки — нонсенс, а гомосексуальные связи — реальность. Вместе с тем, в конкретных условиях социальная цель брака может и не реализоваться. Значение брака в повседневной жизни людей может закрепляться его церковным таинством. Супружеские отношения освящаются церковью, что означает их неразрывность, постоянство, долговечность. В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака. Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и разводу. В современном мире наблюдается значительная вариативность моделей брачных отношений, формируются браки, являющиеся альтернативами классической моногамии. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается «гостевой» (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Комментируя данное определение, С.В. Ковалев подчеркивает несколько важных моментов. • Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов. • Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей. • Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений. Точное содержание понятия «семья» зависит от определенного исторического и культурного контекста. Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственно семьи, сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары. 3. Семья как социальный институт В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы. Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей. Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

эссе
Практика отечественных подходов к антикризисному регулировании
Количество страниц:
3
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Антикризисное управление
практическое задание
стратегия развития компании
Количество страниц:
4
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Стратегический менеджмент
контрольная работа
контрольная работа по менеджменту
Количество страниц:
12
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image