Ценообразование представляет собой весьма сложный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат, конкуренции и ценовой политики. Установление окончательной цены является важным механизмом ценовой политики любых предприятий различных форм собственности, прямо воздействующим на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен отдельных видов продукции, особенно конкурирующих изделий, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых потребителями закупок. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы) в целом. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью данной работы является раскрытие понятия механизмов формирования рыночной цены.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль ценообразования в структуре современного хозяйственного механизма;
2. Рассмотреть факторы, влияющие на установление рыночной цены;
3. Изучить принципы формирования рыночной равновесной цены.
Читать дальше
В современных условиях первоочередной задачей российского общества становится развитие и совершенствование хозяйственного механизма. В этом процессе необходимо различать как частичное улучшение определенных его элементов, незначительные по своей глубине изменения, так и всеобъемлющие преобразования во всей его структуре. В последнем случае можно говорить о реформировании хозяйственного механизма, что является весьма сложной проблемой. Следовательно, одной из основных задач современной науки должно стать осмысление изменений, происходящих в экономике в целом и проявляющихся в отдельных ее составляющих с целью разработки модели нового механизма хозяйствования.
При этом следует отметить, что многие зарубежные эксперты одним из самых сложных в перестройке экономики постсоциалистических государств считают реформирование системы ценообразования — главного элемента хозяйственного механизма. Именно здесь, по их мнению, нас ожидают наибольшие трудности [9]. Поэтому, необходимо «…провести не какое-то частичное совершенствование системы цен, а осуществить радикальную реформу ценообразования, взаимоувязанную перестройку всего нашего «ценового хозяйства»…» [7]. В развитии данного подхода представляется необходимым конкретизировать сущность механизма ценообразования в условиях трансформационной экономики.
Для достижения поставленной цели, прежде всего, определим место и роль ценообразования в структуре современного хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм представляет собой комплекс специально разработанных, научно обоснованных и законодательно закрепленных государством форм и методов воздействия на социально-экономическое развитие общества на микро -, мезо- и макроуровне с целью реализации интересов всех субъектов хозяйствования с учетом имеющихся ресурсов и складывающейся исторической ситуации [1].
Читать дальше
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.
Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.
Учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятиям выработать гибкую и эффективную политику ценообразования.
Предприниматель тщательно определяет цель или цели своего маркетинга, такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.
Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цены и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.
Читать дальше
1. Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А.Н. Азриляна. — 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2010. — 1376 с.
2. Беляева И.Ю. Ценообразование [Текст]: учеб. пособие с грифом УМО./ И.Ю. Беляева и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 176
3. Замураева Л.Е. Ценообразование [Текст]: учебное пособие с грифом УМО. /Л.Е. Замураева. – 3-е изд., переработанное. – М.: Наука, 2010. – 334 с.
4. Коровкин В.П. и др. Словарь-справочник экономиста[Текст]. — М.: Экономика, 2010. — 384 с.
5. Лев М.Ю. Ценообразование [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов с грифом УМО. /М.Ю. Лев. – М.: ЮНИТИ, 2011.
6. Павлов В.С. Радикальная реформа ценообразования [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 99 с.
7. Рогатенюк Э.В. Анализ теоретических подходов к классификации ценообразующих факторов [Текст] // Экономика и жизнь — 2010 — № 21.
8. Салимжанов И.К. Ценообразование [Текст]: учеб. для студентов./ И.К. Салимжанов. -2-е изд. Стер. – М.:КноРус, 2010. – 299 с.
Читать дальше