Из числа всех задач, которые стоят перед учителем русского языка и литературы, одной из важнейших является задача обучения ребенка грамотному написанию слов.
Перед современным учителем стоит трудная, но интересная задача -как превратить процесс изучения слов в совместную творческую работу со школьниками. Одним из способов такого изучения является изложение - творческая письменная работа, представляющая собой краткий письменный пересказ текста, который предлагает преподаватель, с предварительным анализом этого текста [2].
Данная работа посвящена изложению и представляет собой краткий обзор этого вида учебной деятельности и разработку плана-конспекта урока русского языка для третьего класса.
Читать дальше
Очень многое зависит от того, насколько хорошо сформированы навыки письма у ребенка. Дальнейшее обучение школьника, грамотность письма и речи, способность усвоения языка в письменной форме - все это зависит от качества навыков правописания [4].
Главный прием школьной словарно-орфографической работы - это механическое заучивание слова. Почему этот прием малоэффективен? Дело в том, что при механическом запоминании не активизируется мыслительная деятельность школьника. Дети ошибаются в написании «трудных» слов как в начальной, так и в средней школе.
Изложение помогает освоению новых слов, способствует формированию грамотности.
Кроме того, необходимо развивать познавательную активность у учащихся младшего школьного возраста. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы к более старшему возрасту у них уже была сформирована активная позиция в отношении обучения.
Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание учащихся, результаты этих процессов, находятся в прямой зависимости от качества процесса обучения. Познавательная мотивация весьма специфична: ее появление происходит именно тогда, когда у детей формируется учебная деятельность. Взаимная зависимость этих процессов напоминает замкнутый круг: если нет познавательной активности, то и сама учебная деятельность не может считаться полноценно сформированной, а порой учебной деятельности просто нет. Педагоги и психологи знают, что дети учатся по-разному, и различают учебу и учебную деятельность. Об учебной деятельности можно с уверенностью сказать: она полноценна только в том случае, когда у ребенка есть познавательная мотивация. Если же познавательной активности нет, то имеют в виду несформированную учебную деятельность.
Читать дальше
Работа над изложениями начинается уже в 1 классе. Учитель просит детей пересказать тот или иной отрывок, проанализировать его, ответить на вопросы.
Письменные изложения дети начинают выполнять во втором классе.
Алгоритм работы над изложениями следующий. Педагог несколько раз читает ученикам текст. Дети внимательно слушают, записывают заметки. Учитель обращает внимание детей на главные мысли, на последовательность повествования, на собственные имена, числа и прочие важные данные. Ученики определяют стиль текста – они должны использовать соответствующие выразительные средства языка и синтаксические конструкции во время изложения. Следующий этап - письменный пересказ текста. Сначала они пишут черновой вариант, корректируют его, проверяют орфографию и пунктуацию, а затем пишут чистовой вариант [1].
В дополнение к изложению учитель может дать творческое задание: дать заголовок тексту, дать ответы на вопросы, сделать выводы или описать свое мнение об услышанном и т.д.
Изложения могут быть различных видов, которые перечислены далее.
Подробное изложение способствует тренировке памяти, внимания к деталям и последовательности событий.
Сжатое изложение учит детей конспектировать, выделять важные моменты текста.
Повествовательное изложение — требует умения правильно излагать последовательность событий, основные моменты в тексте.
Описательное изложение — требует активно использовать выразительные средства в пересказе.
Читать дальше
1. Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика. ИЯШ, 2008, №4.
2. Воителева Т.М, Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2008
3. Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта, 2009
4. Есенина С.А. Сочинения-миниатюры и эссе. 3 класс. Методика обучения. Упражнения. Темы. Планы. М.: Грамотей, 2011
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Эксмо, 2012
Читать дальше