Наиболее сложным аспектом взаимоотношений федеральной и региональной власти является бюджетная сфера. В соответствии с действующим законодательством РФ доходную часть бюджетов бюджетной системы РФ составляют налоговые и неналоговые доходы, кредитные ресурсы и безвозмездные поступления. Экономические взаимоотношения центра и регионов определяются бюджетным законодательством РФ. Форма данных взаимоотношений зависит от многих факторов, но в целом подчиняется единым принципам. Первым принципом является экономическая самодостаточность субъектов Федерации для осуществления возложенных на них полномочий, то есть бремя расходов должно делиться в соответствии с управленческими компетенциями.
В РФ федеральный бюджет по сравнению с региональными и местными бюджетами находится в наиболее выгодном положении, так как все основные финансовые потоки находятся в руках федеральной власти. Соотношение налоговых доходов сегодня составляет примерно 35 % на 65 % в пользу федерального центра. При этом механизм перераспределения финансовой помощи субъектами РФ не согласован.
Все субъекты РФ по своей сути делятся на 2 вида: регионы-реципиенты и регионы-доноры. К первому виду относятся такие регионы, которые не в состоянии полностью покрыть свои бюджетные расходы и получают от федерального центра безвозмездные дотации, одновременно переводя в центр налоговые доходы. Данную группу регионов еще называют - дотационные. В настоящее время в РФ насчитывается 73 таких региона. Регионы-доноры (по данным 2013 г. 10 регионов: Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округ) тоже осуществляют оплату налогов, при этом, удовлетворяя и собственные потребности и отчасти потребности других субъектов, предоставляя часть своих доходов. Подобная политика перераспределения дохода в пользу менее развитых субъектов РФ приводит к увеличению числа дотационных регионов.
Читать дальше