Трагедия У. Шекспира «Гамлет», вышедшая из-под пера писателя в 1601 году, является одним из наиболее ярких произведений не только в творчестве драматурга, но и во всей английской литературе в целом. Наряду с другими гениальными творениями автора, такими, как «Макбет» или «Отелло», «Гамлет» представляет собой уникальный образец четкого следования стилю и соблюдения основных жанровых особенностей, присущих классической трагедии. Не только посредствам удивительной образности поэтического языка, но и с помощью неповторимого метода использования изобразительно - выразительных средств, создается невероятный по своей реалистичности «эффект присутствия», заставляющий переживать события, разворачивающиеся в трагедии и сопереживать её героям.
Однако Шекспир, создавая трагедию «Гамлет», как и все гениальные писатели, смотрел далеко за пределы своего времени, а, значит, мог предвидеть, что злободневность этого произведения сохранится на долгие годы, а, возможно, и века. Именно поэтому творение автора необходимо рассматривать не столько с точки зрения выразительности языка или использования литературных приемов, сколько в свете его композиционных особенностей, к изучению которых до сих пор обращаются литературоведы и не могут прийти к общему мнению. Многочисленные исследования, касающиеся композиции трагедии У. Шекспира «Гамлет» являются актуальным полем для детального анализа еще и потому, что с течением времени, изменением взглядов на жизнь и характеров, человечество учится по-другому смотреть на привычные, казалось бы, вещи, по-новому оценивать реалии современной жизни и чаще обращаться к истории.
В практике преподавания литературы в школе любое классическое произведение принято условно делить на четыре части: завязка, развитие действий, кульминация и развязка. Следуя этому плану, можно с легкостью построить композицию трагедии «Гамлет». Завязка происходит в первом акте, когда призрак дает Гамлету указания отомстить своему убийце, ныне царствующему королю Клавдию. Развитие действий происходит на протяжении следующих двух актов, когда Гамлет начинает изображать безумие, чтобы разобраться в истинном положении дел, вызывая тем самым непонимание, сочувствие и подозрение со стороны других участников действия.
Кульминацию составляют сразу несколько сцен, имеющих решающее значение для всего произведения: «сцена мышеловки» (Гамлет с помощью спектакля разоблачает Клавдия), сцена объяснения с материю (Гертруда понимает, какую ошибка она совершила, выйдя замуж за убийцу отца Гамлета) и сцена, где сам Клавдий понимает, что его тайна известна Гамлету. Наиболее полно смысловой отзвук кульминации трагедии выражают слова, произнесенные Гамлетом:
« Век расшатался - и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»
Развязка происходит в самом конце трагедии, когда смерть настигает не только тех, кто этого достоин, но и забирает людей, которые могли бы быть полезны для решения моральных и нравственных проблем того времени. Гамлет, воплощение добра и справедливости, нравственности честности, оказывается сраженным клинком. Последний человек в прогнившем Датском королевстве, подчеркивая особый трагизм ситуации, сам призывает свою смерть:
«Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
Как гибнет в нищете достойный муж,
А негодяй живет в красе и холе;
Как топчется доверье чистых душ;
Как целомудрию грозят позором,
Как почести мерзавцам воздают,
Как сила никнет перед наглым взором,
Как всюду в жизни торжествует плут;
Как над искусством произвол глумится,
Как правит недомыслие умом,
Как в лапах зла мучительно томится
Все то, что называем мы Добром...».
Таков традиционный взгляд на трагедию Шекспира. Однако, немецкий писатель Густав Фрайтаг, обращаясь к трудам Горация, утверждает, что разумнее всего было бы разделить произведение на пять частей, потому как, по его мнению, драматическое действие проходит через пять стадий:
1) Введение (завязка).
2) Повышение действия.
3) Вершина событий.
4) Падение действия.
5) Развязка.
Следуя данной схеме, трагедию Шекспира действительно можно разделить на пять стадий. Завязка представляет собой пять сцен первого действия и завершается тогда, когда призрак призывает Гамлета к мести. Развитие действия начинается с первой сцены второго акта, а именно с решения принца притвориться умалишенным, и включает в себя все последующие события.