В современном обществе телевидение обладает фундаментальным социальным значением. Практическая значимость телевидения настолько обогнала теоретические исследования в этой сфере журналистики, что телевидение стало наглядным примером ситуации, когда не теория дает жизнь практике, а практика становится причиной теоретического осмысления уже существующего социокультурного явления.
Коммерциализация телевидения, прямая зависимость от рекламодателей, рейтингов и, мягко говоря, средних вкусов массового потребителя привела к тому, что основная масса так называемых «культурных программ» на телевидении, объединенных в практике телевидения общим названием «шоу», созданы по худшим правилам «массовой культуры» и имеют весьма низкое качество, не говоря уже о моральном уровне.
Все сказанное выше в полной мере относится и к довольно популярному жанру – «реалити-шоу».
Реалити-шоу – это весьма специфический жанр телевидения, своеобразный гибрид - развлекательная телевизионная передача плюс прямая трансляция. Сюжет – это жизнь и деятельность группы добровольцев под присмотром телекамер в условиях, приближенных к реальной жизненной обстановке, сопряженной с различного рода испытаниями.
2. История жанра
Первое российское реалити-шоу «За стеклом» (2001 год) вызвало настоящий «взрыв» в сознании наших сограждан. Ничего подобного в этом формате отечественные зрители до того времени не видели. Этот проект навсегда остался одним из самых рейтинговых в истории телевидения нашей страны. Наиболее яркими и запоминающимися участниками реалити-шоу были Жанна Агагишева, Денис Федянин, Маргарита Семенякина и Максим Касымов.
Шоу продолжалось в течение 35 дней. Победителям, Жанне Агагишевой и Денису Федянину, вручили по 15 тысяч долларов (надо сказать, что поначалу победителям пообещали квартиру в Москве).
Несмотря на бешеную популярность проекта, многие видные общественные деятели говорили о том, что это «настоящее бесстыдство» и «пропаганда разврата».
Как победители, так и рядовые участники шоу вспоминают о нем с крайне негативным чувством и стыдятся упоминать о том, что когда-то завоевали популярность таким сомнительным способом.
Из наиболее известных отечественных реалити-шоу можно назвать «Голод», «Дом» и «Дом-2». Эти реалити-шоу в свое время также были чрезвычайно популярны, однако вызывали массу возмущения из-за множества безнравственных и сомнительных эпизодов.
Особняком стоит реалити-шоу «Последний герой», шел в течение шести сезонов и завершился в сезон 2008-2009 годов. Это некий вариант розыгрыша романа «Робинзон Крузо» - группа участников высаживается на необитаемый остров и пытается там выжить. В отличие от перечисленных ранее реалити-шоу, в «Последнем герое» поставленные в экстремальные условия люди показывали себя с самой лучшей стороны: проявляли и взаимовыручку, и жертвенность, и подлинную стойкость.
Однако «Последний герой» - это исключение из правил. «Прижился» на нашем телевидении как раз далеко не самый лучший вариант реалити-шоу – телепроект «Дом-2», который продолжается на канале «ТНТ» уже десять лет. За это время телепроект оброс скандальными историями откровенно порнографического и даже уголовного свойства.
Правда, нужно отметить, что под давлением общественного мнения «Дом-2» был изгнан из «прайм-тайм». Сейчас «Дом-2» показывают очень поздно вечером – тем не менее «show must go on», и оно продолжается до сих пор.
Читать дальше