В данной главе рассмотрим методы изучения темы «Приложение», «Обособленные приложения» в разных учебно-методических комплексах. В школе приложение изучается в 8 классе. В календарно-тематическом планировании на изучение темы «Приложение» выделяется 1 час, на изучение темы «Обособление приложений» – 2 часа.
В различных программах школьного обучения тема «Приложение» дается по-разному. Рассмотрим некоторые из них.
В учебнике русского языка для 8 класса (Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.), учебно-методическом комплексе под редакцией Шанского Н. М., теме «Приложение» посвящен один параграф и даны три упражнения.
Правило на тему «Приложение» в данном учебнике введено так:
Среди определений особую группу составляют прило¬жения-определения, выраженные именем существи¬тельным, согласованным с определяемым словом в падеже. Например: Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов.)
Определяя предмет, приложения могут обозначать его качества, свойства (старушка-мать), видовой признак (птица зяблик, гриб боровик, летчик-космонавт), ука¬зывать на национальность (студенты-сирийцы), род деятельности (соседка-педагог).
К приложениям относятся имена, фамилии, клички, а также географические названия, названия газет, журна¬лов, предприятий, художественных произведений, высту¬пающие в роли определения (девочка Оля, мальчик Петя, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Коммер¬сант», озеро Байкал).
После определения части речи приложение указываются основные особенности пунктуационного оформления приложения в предложении с приведением соответствующих примеров.
Если одиночное приложение и определяемое существи¬тельное являются именами нарицательными, то между ни¬ми ставится дефис, например: Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, — ведь ты б бы¬ла у нас царь-птица. (И. Крылов.)
Дефис ставится и тогда, когда нарицательное суще¬ствительное стоит после имени собственного и тесно сли¬вается с ним по смыслу. Например: Туристы катались по Москве-реке па теплоходе, но Туристы катались по реке Москве на теплоходе. [26]
Упражнения, приведенные в учебнике, позволяют формировать орфографические умения учащихся: учащимся предоставляется возможность различить определяемые слова и приложения, согласовать их в падеже, отнести приложения к определенным группам. Кроме навыка правильного написания и согласования приложения, учащиеся развивают речевую составляющую: на это ориентированы упражнения, например, с заданием дополнить предложения при помощи приложений и объяснить, в каком отношении приложение определяет существительное.