Введение 3 Глава 1. Приложение как явление в синтаксической системе русского языка: история и современность 5 §1. Приложение как член предложения в памятниках древнерусской литературы 5 §2. Из истории вопроса об обособленных членах предложения 9 §3. Понятие «приложение» в современном языкознании 11 Глава 2. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков на уроках русского языка 17 §1. Развитие орфографических умений и навыков……………………….17 §2. Развитие пунктуационных умений и навыков………………………….28 §3. Формирование языковой компетенции…………………………………33 Глава 3. Формирование орфографических и пунктуационных навыков при изучении темы "Приложение" в 8 классах……………………………37 §1. Тема «Приложение» в учебно-методических комплексах под редакцией Шанского Н. М.; Разумовской М. М., Леканта П. А.; Львовой С. И…........37 §2. Методические рекомендации по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков………….……………………………..48 Заключение……………………………………………………………………..57 Список использованной литературы……………………………………….59
Педагогический

Формирование орфографических и пунктуационных умений в процессе изучения темы «Приложение»

часть диплома
Методика преподавания
61 страниц
81% уникальность
2014 год
4 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Методика преподавания русского языка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Заключение
Список литературы
Современная школа отдает большое значение, в первую очередь, развитию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций и навыков учащихся. При этом в развитии указанных качеств большую роль играет обогащение синтаксического строя речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных умений. Значительные трудности по формированию умений и навыков испытывают ученики при изучении темы «Приложения», «Обособленные приложения». Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся - одна из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, правильно применять орфографические и пунктуационные правила? Данные вопросы актуальны по сей день, а потому тему нашего исследования можно считать актуальной. Современные методики предлагают активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков нужно постоянно: при изучении всех разделов языка (словообразования, морфологии, синтаксиса и т. п.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, повторение, закрепление, и т. п.). Все это определяет актуальность данного исследования и подводит нас к осознанию необходимости разработать систему заданий и особых подходов к изучению темы «Приложение», «Обособленные приложения» в 8 классе. Объектом исследования данной работы являются методики изучения темы «Приложение», «Обособленные приложения» в школе в разных учебно-методических комплексах. Предмет исследования – формирование орфографических и пунктуационных умений учащихся в процессе изучения указанных тем, реализующихся в данных методиках. Цель работы: 1. Анализ учебно-методических комплексов по темам «Приложение» и «Обособленные приложения»; 2. Создание комплекса упражнений, который можно будет использовать в процессе изучения темы «Приложение». Задачи: 1. Проанализировать приложение как явление в синтаксической системе русского языка, его историю и современное бытование. 2. Рассмотреть, как подается материал по темам «Приложение» и «Обособленные приложения» в учебно-методических комплексах. 3. Подобрать разнообразный дидактический материал по темам «Приложение» и «Обособленные приложения» и при помощи него разработать систему упражнений. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается история приложения как члена предложения, вопрос об обособленных членах предложения и исследуется понимание приложения в современной лингвистике. Во второй главе работы рассматривается тема «Приложение», «Обособленные приложения» в школьном курсе русского языка, в трех учебно-методических комплексах. Отдельным параграфом выводятся проблемы формирования орфографических и пунктуационных умений и формирования языковой и лингвистической компетенций при изучении указанных тем в школе. Заключение представляет собой ряд выводов, к которым мы пришли в процессе работы. В приложении дана система упражнений, способствующих усвоению темы «Приложение» и «Обособленные приложения» в школьном курсе русского языка.
Читать дальше
Историки языка отмечают появление приложения во многих памятниках древнерусской литературы. Опре¬деление, выраженное именем существительным и со¬гласованное с определяемым словом (именем существи¬тельным, личным местоимением) только в падеже и числе, занимает особое место в древнерусском языке. Группа слов, выступающих в древнерусских памятниках в роли приложения, весьма обширна. Чаще всего приложением бывают слова, указывающие на 1) титул, должность, занятие лица, 2) степень родства, 3) принадлежность данного лица к той или иной народности, к жителям того или иного города, княжества. [3] Приложение, как правило, стоит в препозиции к определяе¬мому слову, причем такой порядок слов наблюдается преиму¬щественно в тех случаях, когда определяемым словом является собственное имя: молви дворянину павлу, петрову брату, дать грамотъ (Нов. берест. гр. XIV в. № 5); бъ оу него воевода Волъчии Хвостъ (Лавр. лет.); не бысь ту брата Брячеслава, ни другаго Всеволода (Слово о полку Игореве); а взялъ его Немчина (Немчинъ. — В. Б.) Кашпиръ Буденбругъ (Моск. гр. 1578 г.). Примеры с постпозицией приложения: се купи иванъ игуменъ и стефанъ староста... полъсела в тоинокурьи (Двин. купчая гр. XV в. № 42). Значительно чаще встречаем постпозицию в тех случаях, когда и приложение, и определяемое слово — нарицательные имена: А ожe убьють купчину новгородца, или немчина купчину новегороде, то за ту голову 10 гривенъ серебра (Нов. договорная гр. между 1189—1199 f.); Ото князя Ивана Семе¬новича, Полоцкого намъсника и ото всихъ мужь Полочанъ князю мештерюли Ризкому и всимъ ратманомъ Ризкимъ поклонъ (Полоцк. гр. 1409 г.). Как видим из второго примера, вместо приложения может быть употреблено согласованное определение: ратманомъ Ризкимъ. В поздних памятниках на месте приложения, обозначающего принадлежность лица к той или иной народности, к жителям того или иного города и стоящего при определяемом слове — нарицательном имени, обычно находим сходное по значению определение — имя прилагательное. Следует отметить, что существительное-определение (прило¬жение) обладает большей самостоятельностью по сравнению с прилагательным-определением не только в отношении формы (нет согласования в роде), но и в отношении значения: купчину новгородца, мужь Полочанъ не тождественны сочетания купчину новгородьского, мужь полотьскихъ. Приложения не просто определяют, но одновременно и называют предмет, вот почему при выяснении того, какое из двух существительных является приложением, прибегаем к замене существительного прилагательным (определяемые слова — те, которые не допускают такой замены). [3]
Читать дальше
В данной главе рассмотрим пути формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков на уроках русского языка. Поиск эффективных способов формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков у учащихся на уроках русского языка в настоящее время является одной из актуальных проблем. Развернутое определение орфографии предлагает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий); 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)» [27]. Пунктуация – это: 1) Система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. §1. Развитие орфографических умений и навыков. Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов. Орфографической грамотностью является умение употреблять при написании слов графические средства письма в соответствии с принятыми нормами правописания. Орфографическая грамотность может быть абсолютной и относительной. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по предложенному списку. Конечно, в школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность учащихся, так как учащиеся изучают и запоминают только часть всех существующих орфографических правил, а кроме того, эта цель оказывается почти недостижимой, и это обусловлено самим языком. В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся, уровень которой определяется нормами оценки. Безусловно, орфографическая (как и пунктуационная) грамотность развивается не на одном уроке, а значит, наши рекомендации вписываются в систему уроков русского языка, становятся одним из этапов усвоения учащимися орфографической и пунктуационной грамотности. Ни один урок русского языка не обходится без использования понятия «орфограмма». Часто этот термин трактуют как ошибочное место при письме, трудное место в слове. Однако такая трактовка не полностью раскрывает содержание термина, что может привести учеников к неправильным обобщениям. Например, ученик видит разницу в написании слова и его произношении и приходит к выводу, что орфограммой является то место в слове, где звук слышится неясно или где пишется не так, как слышится. М.Р. Львов определяет понятие орфограммы таким образом – это «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». В.В.Бабайцева: «Орфограмма – это написание, соответствующее определенному правилу». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения правил». Данные определения термина, однако, не помогают определить, есть ли в конкретном слове орфограмма или ее нет.
Читать дальше
В данной главе рассмотрим методы изучения темы «Приложение», «Обособленные приложения» в разных учебно-методических комплексах. В школе приложение изучается в 8 классе. В календарно-тематическом планировании на изучение темы «Приложение» выделяется 1 час, на изучение темы «Обособление приложений» – 2 часа. В различных программах школьного обучения тема «Приложение» дается по-разному. Рассмотрим некоторые из них. В учебнике русского языка для 8 класса (Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.), учебно-методическом комплексе под редакцией Шанского Н. М., теме «Приложение» посвящен один параграф и даны три упражнения. Правило на тему «Приложение» в данном учебнике введено так: Среди определений особую группу составляют прило¬жения-определения, выраженные именем существи¬тельным, согласованным с определяемым словом в падеже. Например: Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов.) Определяя предмет, приложения могут обозначать его качества, свойства (старушка-мать), видовой признак (птица зяблик, гриб боровик, летчик-космонавт), ука¬зывать на национальность (студенты-сирийцы), род деятельности (соседка-педагог). К приложениям относятся имена, фамилии, клички, а также географические названия, названия газет, журна¬лов, предприятий, художественных произведений, высту¬пающие в роли определения (девочка Оля, мальчик Петя, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Коммер¬сант», озеро Байкал). После определения части речи приложение указываются основные особенности пунктуационного оформления приложения в предложении с приведением соответствующих примеров. Если одиночное приложение и определяемое существи¬тельное являются именами нарицательными, то между ни¬ми ставится дефис, например: Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, — ведь ты б бы¬ла у нас царь-птица. (И. Крылов.) Дефис ставится и тогда, когда нарицательное суще¬ствительное стоит после имени собственного и тесно сли¬вается с ним по смыслу. Например: Туристы катались по Москве-реке па теплоходе, но Туристы катались по реке Москве на теплоходе. [26] Упражнения, приведенные в учебнике, позволяют формировать орфографические умения учащихся: учащимся предоставляется возможность различить определяемые слова и приложения, согласовать их в падеже, отнести приложения к определенным группам. Кроме навыка правильного написания и согласования приложения, учащиеся развивают речевую составляющую: на это ориентированы упражнения, например, с заданием дополнить предложения при помощи приложений и объяснить, в каком отношении приложение определяет существительное.
Читать дальше
Настоящее исследование позволило сделать следующие выводы. Темы «Приложение» и «Обособленные приложения» являются одними из самых сложных и трудных тем для усвоения их учащимися. Поэтому для их изучения необходима разработка особого подхода. Для того, чтобы избежать ошибки со стороны учеников, в процессе анализа и сопоставления учебно-методических комплексов по темам «Приложение» и «Обособленные приложения» преподаватель должен внимательно отнестись к изложению всего материала, выявить его достоинства и недостатки, на основе чего составить собственный качественный материал к уроку, применяя современные технологии обучения. При объяснении этого материала учитель не только и не столько должен грамотно изложить теоретические вопросы с приведением ярких примеров, сколько создать особый фон: сформулировать проблемы и направить учеников на решение этих проблем. При работе с данными правилами необходимо учитывать такие сложности, как предельная отвлечённость и абстрактность, а также психологические особенности усвоения. Овладение орфографическими и пунктуационными умениями - процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием некоторых других - достаточно долго. Так, например, орфограммы, затрудняющие учащихся даже через длительное время после ознакомления с ними, следует называть актуальными, а орфограммы, переставшие вызывать затруднения у учащихся, - неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неактуальную имеет большое значение для совершенствования работы по разработке каждого урока. Орфографические и пунктуационные навыки могут опираться на слуховые восприятия, на зрительные восприятия, мышечные движения пальцев руки во время письма. Следует опираться на все виды орфографической памяти. В учебном процессе это проявляется в использовании диктанта, списывания, многократной записи одного и того же слова и т.п. Важным оказывается нахождение для каждого вида орфограммы необходимую последовательность упражнений. Большое внимание необходимо уделять формированию коммуникативной компетенции учащихся. Для этого нужно использовать различные упражнения, в которых учащиеся могут развивать свое чувство языка, обогащать синтаксический строй речи, формировать коммуникативные навыки. Нами были проанализировано приложение как явление в синтаксической системе русского языка, показана его история и современное состояние. Мы рассмотрели способ подачи материала по темам «Приложение» и «Обособленные приложения» в разных учебно-методических комплексах. В практической части работы мы подобрали разнообразный дидактический материал по темам «Приложение» и «Обособленные приложения», который способствуют развитию орфографических и пунктуационных умений и навыков. Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, выполнены. В ходе данной работы был проведен анализ научной литературы и учебно-методических комплексов, в результате чего был выстроен собственный комплекс упражнений и методических рекомендаций по формированию орфографических и пунктуационных навыков в процессе изучения темы «Приложение».
Читать дальше
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 2. Борковский В. И. Синтаксис древнерусских грамот. – Львов: Львовский гос. ун-т, 1949. – 395 с. 3. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. – 512 с. 4. Букринская И., Кармакова О. Графика. Орфография. Принципы русской орфографии // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2004. – № 7. 5. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. –2002- №1- С.90. 6. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка: Синтаксис. Изд. 7-е. – М.: КомКнига, 2006. – 344 с. 7. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1991. – 432 с. 8. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. 9. Граник Г. Г. Занимательная грамматика. Приложение // Русский язык в школе и дома.– М.: Наш язык, 2009. - № 7. 10. Граник Г. Г. Занимательная грамматика. Приложение. Обособление приложений // Русский язык в школе и дома, № 8. – М.: Наш язык, 2009. 11. Еськова Н.А. Из истории русской орфографии // Русская речь. – 1997. – № 5. 12. Иванова В.Ф. Основы русской орфографии // Русская речь. – 1988. – № 4. 13. Коробчинская Л. А. Приложение в древнерусском языке // Вопросы русского языкознания. Кн. 2. – Львов: Львовский ун-т, 1956. 14. Кунавин, Б.В. Орфографические заметки [Текст] // Русский язык в школе. – 1991. – № 6. 15. Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М.: МГУ, 2006. – 240 с. 16. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с. 17. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 285 с. 18. Петерсон М. Н. Очерк синтаксиса русского языка. – М.; СПб., 1923. – 130 с. 19. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 544 с. 20. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике, т. I–II. М., 1958. – 536 с. 21. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В.; под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 269 с. 22. Русская грамматика, т. II. – М.: Наука, 1980. – 712 с. 23. Современный русский язык. – Часть 2, изд. 2-е // Под ред. Д. Э. Розенталя. – М., 1976. 24. Соколова Г.П. Уроки углублённого изучения русского языка: 8 кл. – М.: Просвещение, 1992. 25. Текучёв, А.В. К вопросу об орфографическом и пунктуационном минимуме для школ [Текст] // Русский язык в школе. – 1969. – № 5. 26. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.; науч. ред. Шанский Н. М. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 237 с. 27. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 28. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563094/ 29. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512607/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
Внешняя политика России с 1930 по 1950
Количество страниц:
4
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Международные отношения
эссе
Стили и методы управления
Количество страниц:
7
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
практическое задание
оценка стоимости преприятия.
Количество страниц:
24
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экономическая оценка
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image