Рабочая программа факультатива составлена в соответствии с Федеральным Компонентом Государственного стандарта общего образования по предмету «Русский язык».
Работа факультатива рассчитана в объеме 54 часа.
Содержательной основой занятий факультатива является стремление научить учащихся грамотно пользоваться лексикой и терминологией, в значительной степени улучшение качества речи, ее внутренней организованности, заинтересованности в постижении азов.
Актуальность. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, должен как можно раньше и больше узнать о слове, получить конкретные знания о специфике данных разделов языкознания. Программа факультативного курса является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, нацеливает учителя на объединение информационно-логической и эмоционально-образной сторон образования.
Гипотеза. Программа носит примерный характер. В зависимости от условий (интересов учителя и учащихся, уровня их подготовки, конкретных задач обучения) можно расширить или сократить материал каждого раздела. Последовательность изучения разделов также может быть изменена, некоторые из тем опущены. А отдельные темы могут выступить в качестве ведущих, центральных. Каждый раздел программы включает основные теоретические сведения, примерный перечень практических работ для учащихся.
Предмет исследования – программа факультатива русского языка.
Объект. Лексикология и синтаксис, теория текста составляют теоретическую базу данного факультативного курса, являются смысловым центром содержания всей программы.
Читать дальше
Русский язык. Итоговый тест
1. Какое слово в предложении не следует писать с большой буквы? Подчеркни.
Послышалась Музыка Сергея Прокофьева.
2. В конце какой строчки надо поставить вопросительный знак?
Мяч
«Синенькая юбочка
Ленточка в косе
Кто не знают Любочку
Любу знают все » А. Барто
Для доказательства внутренней согласованности или конструктной валидности использовался прием, который в тестологии получил название «теория-задание-ответ». Суть его состоит в том, что при измерении какой бы то ни было особенности признается без обсуждения равная диагностическая ценность каждого задания, включенного в тест, диагностирующий данную особенность. Так ли это на самом деле? Нет ли среди заданий таких, которые не отвечают прямой цели тестирования и не испытывают искомую особенность? Данный формальный прием дает материал для ответа на этот вопрос.
Метод «теория-задание-ответ» можно использовать только в тех случаях, когда задания, включенные в тест, измеряют одно и то же свойство, а не комбинацию свойств.
Читать дальше
Качественное тестирование – не лотерея, здесь невозможно безупречно угадать десятки ключей (правильных ответов), поэтому на самом деле хорошо справится с тестом лишь тот ученик, который надлежащим образом овладел учебным материалом.
Учителю необходимо обратить внимание на то, чтобы тестовые задачи охватывали не отдельные, а все разделы и компоненты школьной программы, и вдобавок пропорционально к количеству времени, отведенное на их изучение в учебном процессе. Так, если определенная тема изучается на протяжении значительно большего времени, чем другая, то и увеличивается количество тестовых задач на измерение умений, навыков и компетенции учеников и т.п.
В тестовых задачах с выбором одного или нескольких правильных ответов не может быть вариантов «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные».
Вопрос валидности (полноценности, репрезентативности) тестовых задач является ключевым, поскольку тестирование должно давать полноценные, общепризнанные (экспертами, политиками, учениками, их родителями, всем обществом) оценки реального состояния учебных достижений школьников по конкретным предметам.
Инструкция к таким задачам выглядит приблизительно таким образом: «Перед вами задачи, которые имеют четыре (пять, шесть…) вариантов ответов, из которых лишь один правильный (из которых могут быть правильными один, два или более). Выберите правильный ответ (правильные ответы) и обозначьте их знаком «X»«. Поскольку сейчас наблюдается тенденция использования компьютерных технологий для оперативной обработки результатов тестирования, а компьютер плохо различает цифры и особенно буквы, тестологи советуют в тестовых бланках обозначать правильный ответ знаком «X», который машина легче считывает.
Читать дальше
Для работы ребята заводят несколько специальных тетрадей: тетрадь-справочник для теоретических сведений и тетрадь «Золотое слово» для записи мудрых высказываний великих людей, тетради-словарики «Слово и рифма», «Слово и образ», тетрадь «Мое словотворчество».
Педагогическая позиция: учить учиться: чувствовать, восхищаться, радоваться, фантазировать, отзываться.
Полученные в результате общения и работы на факультативе по русском языку умения, знания и навыки продолжают свою позитивную роль: у учащихся не только сформировались коммуникативно-речевые навыки, но и развились такие качества как:
- когнитивные - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание, отстаивать свое мнение и пр.;
- креативные - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, критичность;
-методологические - осознание целей учебной деятельности и способность их объяснить, умение ставить цель и искать пути ее достижения, уметь прогнозировать события и предвидеть результат своих действий, уметь определять перспективы, способность к самоанализу и самооценке и пр.;
-коммуникативные – умение установить взаимопонимание, найти точки соприкосновения с другими людьми, умение получать и перерабатывать информацию, работать с различными видами текстов и преломлять по заданному или выработанному самим плану, уметь использовать средства телекоммуникационных технологий (работа на сайте, в почте, в Интернете, на порталах) и ТСО не только с целью «поиграть», но и преобразовывать полученную информацию в качественный продукт, уметь его продюссировать и презентовать и др.
-мировоззренческие – определять эмоционально - ценностные ориентиры, определять приоритеты, способность к самопознанию, самовыдвижении., к самооценке, уметь сдерживать негативные эмоции, быть толерантным, уметь работать в «команде», выполнять разные роли в коллективе и пр., т.е. есть основание утверждать о формировании мета предметных компетенциях.
Читать дальше
1. Ю.А.Бельчиков. Стилистика и культура речи. 2 –е изд, исправленное и дополненное. М. Изд-во УРАО, 2002г.
2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов на Дону «Феникс», 2006г., учебник для СПО.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса общеобразовательное учреждение, М. 2004г.
4. Черкасова М.Н. Культура речи. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006г., учебник для СПО.
5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. – СПб, 2004г. Учебник для СПО.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для ВУЗов. М. – 1988год.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. – 1997год.
8. Горбачевич К.С. Нормы совр. рус. яз., лит. М. – 1989год.
9. Ковтунова И.И. современный рус. яз., порядок слов и акт. Членение. М. – 1976год.
10. Культура русской речи./под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000год.
Читать дальше