Экономические категории, которые характеризуют денежные отношения в государстве, включают понятие финансов, которое имеет широкое применение.
Общий термин «финансы» включает в себя следующие характерные черты:
Финансы представляют собой деньги и денежные средства, которые используются в качестве одного из видов экономических ресурсов, являющегося необходимым элементом производства и потребления, в данном смысле финансовые ресурсы являются выраженной в деньгах формой ресурсов производства;
Финансы тесно связаны с финансированием, а именно с процессом обеспечения необходимыми денежными средствами. В данном смысле финансы представляют собой совокупность источников, объемов, видов и способов обеспечения экономических субъектов финансовыми ресурсами;
Финансы являются по своему содержанию распределительными отношениями. Вместе с тем, под финансами принято понимать денежные отношения, которые связаны с процессом образования, распределения и перераспределения, накопления и использования денежных средств [10, с. 18 – 19].
Финансы являются также и денежными ресурсами производства и потребления, а также денежными отношениями, которые возникают при распределении стоимости созданного национального продукта и части национального богатства. В данном смысле цель, стоящая перед финансами, является необходимость формирования денежных доходов и накоплений у субъектов экономических отношений и государства и использования их на воспроизводство, выплату вознаграждений работникам, а также удовлетворение общественных потребностей.
В общем понимании сути управления рассматривается такая совокупность приемов, способов, а также методов целенаправленного воздействия на объект, чтобы достичь конкретный результат. Объектами финансового управления являются группы финансовых отношений: во–первых, финансы государства; во – вторых, финансы организаций и предприятий, в – третьих, страховые отношения.
Финансовое управление включает в собственную структуру ряд функциональных элементов:
планирование – подразумевает процесс оценивания собственных финансов экономическим субъектом, а также выявления возможностей увеличения финансовых ресурсов с целью их направления на более эффективное использование;
оперативное управление, объединяющее комплекс мер, который разрабатывается с учетом проведенного оперативного анализа протекающей финансовой ситуации. Оперативное управление нацелено на получение максимального эффекта при минимуме затрат при непосредственном перераспределении финансовых ресурсов;
контроль, выступающий в качестве составного элемента управления, применяется в процессе планирования и при оперативном управлении, с помощью контроля происходит сопоставление фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми. Именно контроль выявляет резервы роста финансовых ресурсов, без которых не представилось бы возможным наметить направления результативного хозяйствования [9, с. 24].
Читать дальше
Типы финансовой политики на современном этапе, выделяемые в теории финансов, следующие: классическая, планово–директивная, регулирующая, неоклассическая [3, с. 56]. Каждый из указанных типов имеет собственные характерные черты, которые приведены ниже.
Классический тип финансовой политики: был основан на научных работах классиков политэкономии, изначально речь шла об А. Смит и Д. Рикардо, в дальнейшем – и их последователей. Классический тип финансовой политики в качестве основного своего направления выделял невмешательство государства в экономику, а также достижение полной свободы рыночных отношений. Данный тип финансовой политики характеризовался использованием рыночного механизма как существенного регулятора экономических процессов. Исходя из этого классический тип финансовой политики отличался ограничением расходов государства и исполнением равновесного бюджета. В вою очередь, построение системы налогообложения должно быть создано таким образом, чтобы обеспечить достаточное поступление финансовых средств для сбалансированности бюджета.
Следующим типом финансовой политики является регулирующий, основоположником которого считается Дж. М. Кейнс с его собственной теорией, в соответствии с которой государство обязано осуществлять вмешательство в экономику с использованием определенных финансовых инструментов (в частности через систему государственных расходов) [5, с. 104]. В соответствии с регулирующим типом финансовой политики данная политика преследует конкретную цель, которая заключается в использовании финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений с первостепенной задачей – обеспечить полную занятость населения. Понимание налоговой системы в отличие от классического типа финансовой политики иное: в условиях регулирующего типа финансовой политики основным механизмом регулирования выступает подоходный налог, который использует прогрессивные ставки. При данном типе финансовой политики основное внимание в финансовом механизме уделено системе государственного кредита, основывающейся на политике дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов выдвигается на второе место по значению как источник доходов бюджета, при этом дефицит бюджета становится регулирующим механизмом экономики. При регулирующем типе финансовой политики подверглась изменению и сама система управления финансами: появляются не в значительном количестве самостоятельные специализированные органы вместо ранее существовавшего единого органа управления.
Читать дальше
Под термином «финансовая идеология предприятия» подразумевается такая система основополагающих принципов реализации и осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, которая определяется «миссией» предприятия, финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров [13, с. 10].
В свою очередь, под термином «финансовая политика предприятия» подразумевается такая совокупность целенаправленных действий субъектов экономики, которая направлена на достижение определенных результатов, при непосредственном использовании финансовых отношений (финансов). При этом, саму финансовую политику разрабатывают сугубо по тем направлениям финансовой деятельности, которые требуют обеспечения эффективного руководства для достижения основной цели финансовой деятельности [6, с. 33]. Построение финансовой политики по конкретным направлениям финансовой деятельности может осуществляться на разных уровнях. Следует отметить, что финансовая политика не может иметь места на предприятии без установления целей, а также выделения средств для достижения поставленных целей. В этой связи целями финансовой политики могут быть следующие:
1. политические – направлены на достижение целей в сферах внешней и внутренней политики предприятия;
2. экономические – направлены на достижение целей в области экономики на разных уровнях;
3. социальные – направлены на достижения целей в сфере общественных отношений.
Читать дальше
Исходя из того, что по состоянию на сегодняшний день сам процесс развития государства, а также государственно – властных отношений зародил абсолютно новые, на совершенно ином качественном уровне общественные отношения, очевидным является и новые соотношение экономики, государства и права [12, с. 101]. В настоящее время осуществляется изменение направлений развития экономических отношений, происходит трансформация социальной сферы, что, в свою очередь, находит свое воплощение и в сфере права, сказывается на его развитии. Фактически новое политическое, экономическое и социальное развитие в Российской Федерации по-новому воздействует на экономические и социальные процессы в государстве. На современном этапе развития Российской Федерации осуществляется коренное изменение системы государственного управления и самого правового механизма. В настоящее время происходит расширение и совершенствование правотворчества, новый вектор развития определен в правоприменительной и правоохранительной деятельности государства. Вместе с тем, роль финансов настолько значительна, что они проникают во все стороны общественной жизни и развития государства. Фактически оказывается, что любой вопрос управления не может быть решен без решения связанных с ним финансовых проблем. В частности, в настоящее время при решении важнейших вопросов поиска наилучшего соотношения централизма и децентрализации в государственном устройстве, при решении проблем перехода к рыночной экономике, связанных соответствующим стимулированием управляемых систем всех уровней и любой функциональной направленности, все большее внимание уделяется финансам и нормам права, их регулирующим.
Читать дальше
Отправной точкой в деятельности конкретно взятой организации, предприятия или учреждения является непосредственный ориентир на состояние в государстве: будь то финансовая сфера, бюджетное регулирование, экономические реалии, социальная сфера и пр. Исходя из того, что в государстве в качестве основы финансовой базы выступает является бюджет, который состоит бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней, то и для конкретно взятого юридического лица ориентир на бюджетную политику государства будет являться правильным аспектом построения и корректировки надлежащей деятельности [7].
С учетом того, что основная цель каждой созданной организации, предприятия или учреждения является максимальное извлечение прибыли от результатов собственной деятельности, то учёт того, что нормальное функционирование финансов является эффективным функционированием экономики с четким соизмерением расходов и доходов бюджетной политики, позволит данному юридическому лицу предпринимать необходимые действия в собственной деятельности для того, чтобы быть востребованным на рынке и не «уйти в минус». При грамотном построении финансовой политики предприятия следует в основе учитывать концепцию «функциональных финансов», в соответствии с которой процесс формирования и реализации бюджетной политики состоит из финансовой и экономической сторон, при этом экономическая сторона является более важной. В данном случае речь идет о построении сбалансированной финансовой политики предприятия.
Вместе с тем, исходя из того, что в общем понимании финансовая политика предприятия является совокупностью целенаправленных действий юридического лица, которые направлены на достижение определенных результатов при осуществлении непосредственного использования финансовых отношений, а именно финансов.
Читать дальше
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 632 с.
2. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Пер. с англ. 5-е изд. – М.: РАГС, ЭКОНОМИКА, 1998. – 576 с.
3. Галицкая, С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия / С.В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.
4. Грачёва, С.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля /С.Ю. Грачёва. — М, 2000. – 185 с.
5. Карякина О.А., Прокопович Н.А. Финансы. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 176 с.
6. Матовников, М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики / М.Ю. Матовников // Деньги и кредит. – 2012. - № 1. – С. 32 – 34.
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/ publications_reports/on_2012%282013-2014%29.pdf.
8. Пискотин, М.И. Социализм и государственное управление / М.И. Пискотин. – М: Наука. 1994. – С. 228.
9. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
10. Тихомиров, Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия / Е.Ф. Тихомиров. – М.: Академия, 2010. – 384 с.
11. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Е.В.Васина, Титовицкая А.Э., Карякина О.А. и др. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 294 с.
12. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия) / А.М. Фридман. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 488 с.
13. Яшин С.Н., Кошелев Е.В. Метод оценки эффективности инвестирования предприятий на основе оценки риска перелива капитала в отраслях экономики // Финансы и кредит. – 2009. - № 28. – С. 7 – 11.
Читать дальше