В ходе написания данной дипломной работы были исследованы теоретические основы системного подхода к управлению организации, рассмотрены понятие, функции и методы управления организацией, проана-лизированы наиболее распространенные типы организационных структур управления предприятиями (линейная, линейно-функциональная, функцио-нальная, дивизиональная, матричная), представлена система принципов управления. Также было выявлено, что на эффективность управления орга-низацией оказывает влияние и стиль руководства, удачно созданная руково-дителем группа работает ровно, без срывов, и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах.
Анализ эффективности системы управления был проведен на примере ИП Кориков С.Ю., созданного 21 января 2008 года в соответствии с Феде-ральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Анализ баланса ИП Кориков С.Ю. показал, что за 2010 год стоимость имущества Общества увеличилась на 3 263 442 рубля. При этом внеоборот-ные активы сократились на 28,27% , или на 8 347 рублей, а оборотные ак-тивы, наоборот, увеличились на 137,86%, или на 3 271 789 рубля. Доля за-емных средств за анализируемый период резко увеличилась. Заемный капи-тал увеличился на 3 232 192 рубля и составил на конец года 5 605 911 рубль. Краткосрочные кредиты и займы увеличились за отчетный период на 658 607 рублей и составили на конец года 1 430 270 рублей. Таким обра-зом, можно сделать вывод о том, что как на начало, так и на конец периода имущество ИП Кориков С.Ю. сформировано на 90% за счет заемный средств, но наблюдается рост как собственного капитала (на 31 250 руб.), так и заемного капитала (на 3 232 192 рубля).
ИП Кориков С.Ю. является неликвидным, неплатежеспособным, некре-дитоспособным. Имеются нарушения в финансировании оборотных средств, поскольку единственным источником их финансирования являются кратко-срочные кредиты и займы. Ближайшие 6 месяцев, если не изменится финан-совая политика ИП Кориков С.Ю. ликвидность и платежеспособность пред-приятия может еще больше снизиться. С тем чтобы обеспечить ликвидность и платежеспособность, необходимо увеличить оборачиваемость оборотных ак-тивов, и тем самым снизить задолженность по кредитам и займам.
Имущество увеличилось на 4 122 912 рублей, выручка увеличилась на 7 409 582 рубля. В целом деятельность ИП Кориков С.Ю. к концу анализи-руемого периода является прибыльной, причем балансовая прибыль на ко-нец анализируемого периода составила 44 376 рублей, т.е. увеличилась на 22 653 рубля.
По результатам исследования системы управления ИП Кориков С.Ю., установлено, что по причине малого размера предприятия и небольшой чис-ленности сотрудников отсутствует служба Управления персоналом. Поэтому основным субъектом управления, осуществляющим функции формирования социально-психологического климата, мотивации персонала, управления социально-трудовыми процессами является директор предприятия. Дирек-тор осуществляет функции управления фирмой, создает социально-психологический климат, содействующий эффективному результату, форми-рует и развивает коллектив как целостную общность, проводит мероприятия по сплочению коллектива и т.д. ИП Кориков С.Ю. применяет практическое планирование (детальная разработка шагов и результатов, желаемых для организации).
В коллективе ИП Кориков С.Ю. существует благоприятный социально-психологический климат. Признаками благоприятного психологического климата на предприятии являются:
отсутствие давления руководителей на подчиненных;
удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производ-ственного и бытового характера у коллег;
принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Для коллектива предприятия характерны взаимное доверие между ра-ботниками, теплота межличностных отношений. Благоприятный, оптималь-ный психологический климат предрасполагает к восприятию и осознанию работниками общеколлективных целей и интересов; к возникновению и осу-ществлению новых идей, методов работы, к инициативному преодолению возникающих трудностей. В целях повышения сплоченности коллектива, ро-сту удовлетворенности трудом, улучшению взаимоотношений руководителя с работниками устраиваются корпоративные праздники, организовывается проведение круглых столов. Все вышеперечисленные мероприятия способ-ствуют формированию и подержанию благоприятного социально-психологического климата.
В конце данной дипломной работы были предложены следующие ме-роприятия по повышению эффективности системы управления ИП Кориков С.Ю..
В связи с тем, что в ИП Кориков С.Ю. практически отсутствуют поло-жения о должностях или какие-либо должностные инструкции, разработка подобных документов на данном предприятии является важным направлени-ем повышения эффективности управления предприятием. В рамках данной дипломной работы была разработана должностная инструкция менеджера по продажам.
Проведя оценку кадрового потенциала, сделаны следующие выводы: на данный момент среднесписочная численность персонала составляет 19 че-ловек, однако наблюдается несоответствие функциональных обязанностей и должностей (это касается главного бухгалтера и директора), а также дубли-рование функций. Дублирование функций наблюдается у директор по марке-тингу и менеджер по маркетингу, а также коммерческий директор и началь-ник отдела сбыта. В связи чем, считаем рациональным сокращение 2 штат-ных единиц (коммерческого директора и директора по маркетингу) и пере-дачу их функций начальнику отдела сбыта и менеджеру по маркетингу соот-ветственно.
Кроме того, данные структурные изменения приведут к экономии фон-да заработной платы, так как средняя заработная плата, согласно данным, коммерческого директора – 40000 руб., директора по маркетингу – 30000 руб., менеджер по персоналу – 12000 руб. Таким образом, ежемесячная эко-номия ФОТ составит 77720 руб.
Что касается восстановления финансовой независимости предприятия и увеличения денежных средств, то этого можно добиться двумя путями:
путем перевода активов предприятия в денежную форму;
путем увеличения выручки от продажи.
Первый способ требует решительных шагов, так как связан со значи-тельными потерями. Сюда относятся:
I. Продажа дебиторской задолженности.
II. Продажа избыточных производственных запасов.
III. Продажа инвестиций – остановка ведущихся инвестиционных проек-тов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования, а также ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей).
IV. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводствен-ной сферы. Часть нерентабельных производственных объектов входит в ос-новную технологическую цепочку предприятия. Поэтому невозможно кор-ректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать – это требует детального анализа, осуществи-мого только в рамках реструктуризации.
Вторым направлением, которое позволяет решать финансовые проблемы – увеличение выручки за счет стимулирования продаж.
Таким образом, руководству предприятия необходимо провести реор-ганизацию организационной структуры компании, пересмотреть работу всех маркетинговых направлений, ценовую политику и принять правильные и конструктивные решения, направленные на увеличение рентабельности капи-тала.