Один из важнейших участков документационного обеспечения управленческой деятельности – организация документооборота. Если регистрация документов обеспечивает их учет, поиск, контроль исполнения, то документооборот представляет собой движение документов в организации. От того насколько правильно, рационально он поставлен, зависит, как быстро документы будут доходить до исполнителей, руководителей, заинтересованных должностных лиц.
Система документооборота охватывает всю последовательность перемещений документов в аппарате управления, в ходе которых осуществляются операции по их приему, передаче, рассмотрению, подготовке, оформлению и отправке. Рационально организованный, он обеспечивает оперативное прохождение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени.
Документооборот – это процесс движения документов в организации с момента их поступления или создания до завершения исполнения или отправки.
В основе организации документооборота лежит несколько принципов, которые изложены в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76).
Целью работы является изучение принципов организации документооборота.
Читать дальше
Данный принцип предполагает, что на предприятии функционирует специализированная служба делопроизводства и все технологические процессы с документами (прием и передача, регистрация и учет, контроль исполнения документов, формирование дел, информационно справочная работа по документам, а также их текущее хранение и подготовка к передаче в архив) сосредоточены в этой службе.
Централизация организации делопроизводства дает возможность работникам других структурных подразделений предприятия работать с управленческими документами, так сказать, по существу. Это означает, что они получают для выполнения уже технологически обработанные документы, после чего рассматривают и анализируют их содержание, готовят на их основании другие документы и т.д. При этом нет необходимости в самом структурном подразделении регистрировать эти документы и осуществлять другие делопроизводственные операции, поскольку они были осуществлены службой делопроизводства, на которую возложено выполнение этих обязанностей. При такой организационной форме делопроизводства в структурных подразделениях не предусмотрена должность секретаря.
С точки зрения организации делопроизводства централизованная форма работы с документами является эффективной, поскольку обеспечивает полный цикл технологической обработки документов в одном подразделении предприятия - службе делопроизводства.
Такая форма дает возможность: внедрять единую систему электронного делопроизводства; наиболее рационально использовать средства компьютерной и оргтехники; сокращать объемы документооборота; надежно обеспечивать сохранность документационного фонда предприятия; квалифицированно проводить экспертизу ценности документов; реализовывать единый порядок отбора и учета документов, подлежащих постоянному и длительному (более 10 лет) хранению
Читать дальше
Основное требование к организации документооборота заключается в том, что прохождение документов на предприятии должно быть оперативным и осуществляться с минимальными затратами времени и труда.
Рациональная организация документооборота на предприятии предусматривает:
- прямоточное движение документов (т.е. документы должны проходить кратчайшим способом, без лишних перемещений);
- сокращение инстанций, в которые попадают документы на пути к выполнению (в частности при рассмотрении, регистрации, согласования и т.п.);
- однократность технологических операций по обработке документов;
- рациональное расположение в заведении структурных подразделений и рабочих мест.
Выполнение указанных требований возможно только при условии централизации делопроизводства, тщательно продуманной технологии обработки документов, последовательности выполняемых операций.
Желательно разработать на предприятии схему документооборота, а также маршрутные и технологические карты на служебную документацию. Например, схема документооборота на небольшом предприятии может быть такой (рис. 1).
Составление маршрутных схем на отдельные потоки (группы документов) помогает выяснить следующие вопросы:
- через какие структурные подразделения или каких исполнителей проходят определенные группы документов (например, договоры, акты о предоставлении услуг / выполнении работ);
- в какой последовательности движется документ;
- сколько раз документ попадает в одно и то же структурное подразделение или к тому же исполнителю;
- какие технологические операции по документу осуществляются в каждом структурном подразделении или каждым конкретным исполнителем.
Читать дальше
Движение документов между исполнителями должно быть прямоточным, т.е. исключать косвенные маршруты и необоснованные возвраты. Документы могут возвращаться в отдел или к исполнителю повторно, лишь в случаях крайней необходимости: важные дополнения, необоснованные исключения из документа значимой информации и др. Кроме того, как исключение на этапе резолюции документа руководителем документ дважды проходит через секретаря, так как именно он является посредником между руководителем и исполнителем.
В рамках данного принципа следует соблюдать также принцип однократного пребывания документа в одном структурном подразделении или у одного исполнителя. Различные операции по обработке документов следует выполнять параллельно, чтобы сократить время пребывания в сфере делопроизводства и повысить оперативность выполнения.
Читать дальше
Важным этапом в процессе документооборота является процедура согласования документов, то есть визирование документов заинтересованными людьми. С целью рационализации документооборота, визирование проекта документа следует закрепить только за должностными лицами, мнение которых имеет непосредственное влияние на управленческое решение.
Процедуру согласования наиболее важных документов следует закрепить в инструкции по делопроизводству. К таким документам относятся, например, распорядительные документы, письма, договора и др.
Кроме того, очень важно в организации согласования проектов документов сократить время на их визирование.
Очень часто согласование документов занимает до одного месяца, а то и больше. За это время документ может утратить свою актуальность. Для избегания такой ситуации, следует установить сроки визирования документов в инструкции по делопроизводству не больше 3-5 дней .
Читать дальше
Путь документов должен быть определен принятым управленческим процессом в каждой конкретной организации. Например, если руководитель требует, чтобы все получаемые документы сначала доводились до его сведения, и только он определяет исполнителя, такой путь документов будет многоступенчатым сверху вниз. Если же функции четко разграничены между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов попадает сразу к исполнителям. Так же от принятого в организации порядка разграничения обязанностей и делегирования полномочий сотрудникам аппарата зависит движение документов при согласовании и подписании.
При проектировании рациональных документопотоков в учреждении составляют схемы основных групп и видов документов. Это позволяет установить рациональные маршруты и этапы обработки документов, унифицировать пути движения, порядок разработки различных их категорий и установить на их основе оптимальный порядок работы с документами .
Как правило, основными участниками документооборота являются: руководитель, секретари, руководители структурных подразделений, канцелярия и другие подразделения, ответственные за регистрацию и организацию работы с документами.
Взаимодействие между основными участниками документооборота осуществляется в процессе передачи документов на подписание, согласование, ознакомление, выполнение, регистрацию.
Традиционно в отечественной практике документы в подразделения направляются от руководителя к руководителю, «спускаясь» до конкретных исполнителей. Это позволяет каждому руководителю контролировать деятельность своих сотрудников, однако длинные и часто формальные цепочки резко снижают эффективность управления.
Поэтому при разработке схем документооборота целесообразно составлять рациональный маршрут документов для выполнения должностными лицами таких процессов:
Руководителями - визирование документов; прием решения о маршруте продвижения документов; проведение анализа сведений; принятие мер по улучшению исполнительской дисциплины.
Канцелярией - прием документов; регистрация; рассылка; контроль за модификацией; получение информации об исполнителе; выдача напоминаний и сводок; снятие документов с контроля.
Исполнителями - получение документов на выполнение; подготовка исходных документов; подписание у руководства и передача в канцелярию; получение распорядительной информации; отчет о состоянии выполнения документа.
Читать дальше
В ходе проведенного в работе исследования относительно организации документооборота, мы установили, что при установлении требований организации документооборота следует исходить из следующих принципов:
централизации приема и отправки документов;
распределения документов на документопотоки, которые имеют одинаковый маршрут;
организации предварительного рассмотрения документов, которые поступают в организацию;
исключения возвратных движений документа, которые не обусловлены деловой необходимостью;
однократности регистрации входящих, исходящих и внутренних документов организации;
устранения необоснованных согласований проектов документов, организация параллельного согласования, сокращение времени на согласование документа;
регламентации операций по обработке, рассмотрению и согласованию документов.
Рассмотренные принципы рациональной организации документооборота универсальны и должны соблюдаться в любой организации, независимо от характера и содержания ее деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута.
Читать дальше
1. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76).
2. Анодина Н.Н. Документооборот в организации: практическое пособие / Н.Н. Анодина. – М.: Омега-Л, 2009. – 173 с.
3. Делопроизводство и другие аспекты работы секретаря / Ассоц. бухгалтеров, аудиторов и консультантов; под ред. Г. Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011. – 267 с.
4. Корнеев И.К. Управление документами: учебник / И.К. Корнеев, А.В. Пшенко, В.А. Машурцев. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 298 с.
5. Раздорожный А. А. Документирование управленческой деятельности: учебное пособие / А. А. Раздорожный. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 302 с.
6. Янковая В.Ф. Правила организации документооборота [Электронный ресурс]. URL: http://www.sekretariat.ru/magazine/archive/fascicle170/677/ (дата обращения: 20.06.2014)
Читать дальше