Основной целью данной работы является изучение этапов становления и развития системы налогообложения в России в период с 1917-2012 гг.
Налогообложение это процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Налоговый кодекс Российской Федерации -кодифицированный законодательный акт, в первой части которого установлены общие принципы налогообложения, и второй части установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Что же такое налог? Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый различными органами государственной власти в принудительном порядке с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Возникновение налога связывают с становлением и развитием государства. Понятие «налог» философы трактовали как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др.
Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. ( гл. 2 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги и сборы- налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Данный перечень не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс. К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог и др. Региональные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации; обязательны к уплате на соответствующей территории субъекта Российской Федерации. При установлении региональных налогов определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги бывают следующих видов: налог на имущество организаций, налог на недвижимость; налог на игорный бизнес, налог с продаж; транспортный налог, региональные лицензионные сборы. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации изаконами субъектов Российской Федерации о налогах. Местные налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований). В Российской Федерации к местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
По виду объектов налогообложения налоги делятся: на прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов например НДФЛ, налог на имущество, налог на владельцев транспортных средств и др. Косвенные налоги — это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу, например налог с продаж, акцизы и др.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации элементами налогообложения являются: а) объект налогообложения; б) налоговая база; в) налоговый период; г) налоговая ставка; д) порядок исчисления налога; е) порядок и сроки уплаты налога. (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Роль налогообложения в нашем современном мире, а точнее в современном государстве довольно высока. Сегодня очень многое зависит от выбранной налоговой политики: и благосостояние нации, и развитие экономики, и даже международные отношения.
Читать дальше
Налогообложение в течение продолжительного времени развивалось как практическая отрасль. Войны, стихийные бедствия, желания государя выступали объективными и субъективными обстоятельствами и влияли на развитие налогообложения.
Работы философов и экономистов стали приобретать систематизированный вид. Они давали определения налогам, их природе, возможностям использования, распределениям и потреблениям. Работали над выделениями принципов налогообложения.
Одним из первых изложил и систематизировал учения о налогах английский экономист Уильям Пегги (1623-1687). В Главном своем труде он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению.
Основные принципы налогообложения выработал шотландский экономист Адам Смит (1723-1790). Главные из них равенство и справедливость, удобство, определенность и экономичность. В современных условиях данные принципы налогообложения так же актуальны.
В развитие теории налогообложения значительный вклад внес шведский ученый - экономист Кнут Виксель (1851-1926). Налоги он рассматривал в первую очередь, как способ бесперебойного финансирования государственных расходов.
Для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях существующие налоги должны быть одинаковы, считал английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959). Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения.
«Теория предложения» во второй половине ХХ в. приобрела большую популярность, в ней огромное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.
Американский экономист Артур Лаффер (р. 1940) пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой.
Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Ключевые проблемы теории налогов, которые он рассмотрел, говорили о том, что необходима следующая система налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей .
Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения, таким как налоговое бремя, оптимальному налогообложению, налоговым реформам. Его заслуга в том, что он одним из первых он выделил пять принципов налоговой системы. Эти принципы можно разделить на экономические (экономическая эффективность); административные, это когда административная система простая и относительно недорогая в применении; политическая ответственность - это когда люди убеждены в том, что политическая система в состоянии отражать предпочтения людей; справедливость - это когда налоговая система справедлива в подходах к отдельным гражданам; гибкость - это когда налоговая система быстро реагирует на изменения экономических условий.
В России серьезные дебаты по вопросам теории налогов велись до Октябрьской революции 1917 г. Основные направления, которые рассматривались: сущность налогов, их форма, виды, выполняемые ими функции. Неоценимый вклад ученых-экономистов Н. Тургенева, И. Озерова, А. Исаева, А. Соколова, В. Твердохлебова стал в теорию налогов. Этих ученных можно назвать классиками отечественной экономической науки.
Исследование действующих налоговых систем позволяет построить современные налоговые теории, найти оптимальные границ действий налогов, откорректировать составляющие данных систем.
Читать дальше
Из истории известно, что в послереволюционный период, начиная с октября 1917, во всей финансовой системе России наступил спад. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Налоговая политика государства состояла лишь из принудительного взимания натурального сбора с крестьянства.
В конце октября 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом». В декрете говориться о том, что необходимо обложить сельские хозяйства, обладающие излишком продуктов потребления, натуральным налогом в пользу государства, в виде отчисления части продуктов их производства.
Трудовая повинность стала характерной чертой этого периода, ее можно назвать трудовым налогом. Для представителей буржуазии в первые, месяцы советской власти трудовая повинность была обязательна, но вскоре принцип принудительного труда был распространен и на другие слои общества. Все трудоспособное и неработающее на этот момент население от 16 до 55 лет было обязано встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направление на любую работу. Эта обязанность впервые была провозглашена в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а позже включена и в Конституцию РСФСР 1918 г .
Следующий вид налогов - чрезвычайные налоги. Налоги Советской властью, первое время рассматривались в первую очередь как средство изъятия части народного дохода, как способ завершения конфискации имущества, оставшихся у имущих классов. Этот подход прототип «единовременного чрезвычайного 10 – миллиардного революционного налога», установленным декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 30 октября 1918 г.
Из выше сказанного следует, что характерными чертами этапа 1917-1921гг. была направленность на использование натуральных форм обложения и постепенный отказ от денежных налогов, введение чрезвычайных налогов. 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен. Необходимо было принимать чрезвычайные меры.
После провозглашения в 1921 г. новой экономической политики (НЭП) в стране началось восстановление финансовой системы. Возникла необходимость возврата отмененных фискальных институтов. Что же произошло в системе налогообложения? Были разработаны ряд систем: система налогов, система займов, система кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В период НЭПа были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Предприятиям было разрешено реализовывать долю, а крестьянству всю свою продукция на рынке. Всем желающим гражданам разрешили открыто заниматься торговлей. Так появились дополнительные источники доходов, поэтому появилась и необходимость создания механизма обложения этих источников. Восстановление налоговой системы началось 26 июля 1921г. С учреждения промыслового налога. Мероприятия новой экономической политики и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому воссозданию системы финансов, и в первую очередь - налогов. Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы
Прямые налоги собираемы в то время были: сельскохозяйственный, промысловый (налог с оборота), подоходно-имущественный, гербовый сбор и различные пошлины. К косвенные налоги - акцизы (на нефтепродукты, табачные изделия, сахар, текстильные изделия и др.) и таможенное обложение. Прямые налоги составляли в 1922-1923 гг. около 43 % всех налоговых поступлений в бюджет, а в 1925-1926 гг. – уже более 80 %.
Читать дальше
После распада СССР к концу 1991 мы видим, что существенные изменения, происшедшие в политической и экономической жизни России требовали необходимость разработки и скорейшего введения отлаженной системы налогообложения. Происходило разрушение производственно-хозяйственных связей, начался повальный спад промышленного производства. Из-за происходящего стали уменьшаться доходы государства, которые лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений. Отсюда следует, что первые годы рыночных преобразований в России характеризуются как спадом производства и сокращением инвестиций, так и разладом финансовой системы, резким снижением уровня жизни подавляющей части населения. Дефицит бюджета возрос до 26 %. Государственный долг России - как внутренний, так и внешний увеличился. В это время приняты ряд законодательных актов: «О Государственной налоговой службе РСФСР», «О подоходном налоге с физических лиц, «О налоге на прибыль предприятий и организаций», « Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», и др.
Изначально государственная налоговая политика строилась на максимальном расширении налогооблагаемой базы, поэтому налоговая система включила в себя около пятидесяти видов налогов. К числу основных относились: налог на прибыль (подоходный налог) с предприятий, налог на добавленную стоимость ( НДС), налог на доходы от страховой деятельности, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, подоходный налог с физических лиц.
В условиях рыночной экономики налог на прибыль является главным источником государственного воздействия на поведение юридических лиц, при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет
Основное назначение налога на прибыль организаций быть инструментом регулирования экономики. Меняя ставки, порядок расчета налогооблагаемой базы, устанавливая налоговые льготы и санкции, государство стимулирование развития определенных сфер и видов деятельности. С 2002 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. Однако были отменены многие налоговые льготы, действовавшие ранее .
Важную роль в налоговой системе Российской Федерации играют налоги с физических лиц . Налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов. Он исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующими законами. В связи с введением с 1 января 2001 года главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение доходов граждан претерпело ряд изменений. А именно произошло снижение налоговой нагрузки за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц и введения минимальной налоговой ставки 13%. Налогооблагаемый доход можно уменьшить на расходы за платное образование или на медицинское обслуживание, в том числе на приобретение медикаментов.
Отметим, что введенный налог на добычу полезных ископаемых взимаемый с недропользователей. с 2002 г., заменил следующие платежи: за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и др.
Наиболее существенными изменения произошли в индивидуальном подоходном налогообложении. Все льготы стали предоставляться исходя из социального статуса человека (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери и т. д.). В базовых параметрах налогообложения произошли незначительные изменения: повысили не облагаемый налогом минимум доходов, снижены ставки с низких размеров доходов и усилена прогрессия при высоких доходах.
В 2000-е годы внесен ряд поправок в налоговое законодательство общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %.
Читать дальше
В указанные периоды истории России мы видим, как имеют место как потрясения политического, социального так и экономического характера, а также кризис финансовых институтов. Все это, в свою очередь, непосредственно сказывалось на налоговой политике проводимой государством . Неоднократное происходило сворачивание налогообложения и его возобновление. За последние десятилетия гражданами пройден сложный путь от «безналогового общества» к обществу, в котором в соответствии с Конституцией, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Тем не менее каждая вновь созданная налоговая система в эти годы сохраняла преемственность налогообложения и, в той или иной степени и содержала в себе элементы предшествующей. Практически в неизменном виде сохранился порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
Существующей сейчас в России системе налогообложения в дальнейшем необходимо совершенствование, основные направления на которые необходимо обратить внимание: стимулирование развития экономической деятельности и производство материальных благ, обеспечение бюджетными ресурсами общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечение финансирования из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.
Читать дальше
1. Конституция РФ. - СПС Консультант+
2. Налоговый кодекс РФ. - СПС Консультант+
3. Агабекян О.В. Налоги и налогообложение. - М.: АТИСО, 2009. - 172с.
4. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. - М.: Экономист, 2010. - 319с.
5. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 422с.
6. Макарова К.С. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2010. – 269с.
7. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: КНОРУС, 2009. - 320с.
8. Колосницына М.Г., Занадворов В.С. Экономическая теория государственных финансов. ГУ ВШЭ , 2006. - 392с.
9. Воробьев Ю.Ф. и др. Налоги: история, теория, практика. – М.. Палеотип, 2006. - 176 с.
10. Байбородина В.Г. Налоги и налогообложение. – Х.. РИЦ ХГАЭП, 2010. – 108 с.
11. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. – М.. Эксмо, 2009. – 300 с.
12. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. – СПб.. Питер, М.. БИНФА, 2008. – 496с.
13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509 с.
14. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. - СПБ.. Питер, 2000. – 528 с.
15. Дмитириева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - Ростов н/Д.. Феникс, 2004. — 512 с.
Читать дальше