При усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, которые представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Сети магазинов — один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно аналогичное архитектурное оформление.
Как мировой, так и российский опыт подтверждают, что объединение магазинов в единую сеть — самый эффективный путь развития розничной торговли.
Преимущества сетевой торговли заключаются в следующем:
• с учетом территориальных сегментов целевого рынка возможно размещение товара с изменением пространства;
• в соответствии с потребительскими предпочтениями возможно изменение ассортимента товаров и формирование привлекательного ассортимента по конкурентоспособным ценам;
• размеры сетей позволяют им закупать большие партии товаров. получая при этом максимальные скидки и экономя на транспортных расходах;
• централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина;
• возможна диверсификация видов деятельности с учетом повышения эффективности;
• снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на большое количество товара;
• способность объединить функции оптовой и розничной торговли;
• сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли с учетом местных потребительских предпочтений успешно вести конкурентную борьбу.
В развитых странах торговыми сетями захвачено все рыночное пространство. Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4% рынка.
В Европе сетевая торговля контролирует 70-75% розничного товарооборота, а в России — на уровне 20-30%.
В целом просматривается тенденция развития розничной торговли по европейской схеме, т.е. по укрупнению розничных торговых сетей.
Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в мировой торговой практике называют торговыми цепями.
По мнению экспертов, торговая сеть может быть эффективна тогда, когда в нее входят 20 магазинов. Сегодня состав всем известных сетей «Пятерочка» насчитывает 69 универсамов «эконом- класса», в сеть магазинов «Перекресток» входит 46 объектов торговли, «Копейка» — более 20 магазинов, «Кнакер», «Седьмой континент» — более 15, «Рамстор» — более 12. Активно развиваются и другие сети: «Дикси», «Авоська», «Азбука вкуса».
Рынок сетевой торговли в России за период 2002-2009 гг. увеличился почти в 2 раза. Наиболее развита сетевая торговля в Москве, где степень проникновения сетевой торговли сейчас составляет 45%, по России в целом — 20%. Однако в сравнении с другими странами уровень концентрации сетевой торговли в России достаточно низкий.
Читать дальше
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
- самообслуживание (позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров);
- через прилавок обслуживания;
- по образцам (удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров);
- с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам (удобна, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов);
- по предварительным заказам (удобна для покупателей, так как позволяет экономить время на приобретение товаров);
- по почте (удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа);
- по Интернет (покупатель с помощью ПК выбирает по каталогу изделие и одновременно осуществляет оплату выбранных товаров с использованием электронных денег);
- через автоматы (эффективна в местах большого скопления людей).
Читать дальше
1. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2003. – 504 с.
2. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология КД: учебник / О.В. Памбухчиянц. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007. – 672 с.
3. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности: уч. пособие / С.А.Каплина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 416 с.
4. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 248 с.
Читать дальше