Американский экономист, профессор Принстонского университета, Нобелевский лауреат 2008 г. по экономике. Нобелевской премией была отмечен ряд работ Пола Кругмана тридцатилетней давности, посвященных современной международной торговле. Данные модели объясняют, в частности, географию размещения промышленного производства и механизмы действия урбанизации.
Пол Кругман в своей модели международной торговли аргументировал усилившиеся после Второй мировой войны товарные потоки между промышленно развитыми странами - США, Японией и Европой, а также внутри самой Европы. Таким образом, П. Кругман заложил основы целого течения в экономической науке, получившего название «новая экономическая география».
До Пола Кругмана базовой теорией международной торговли была теорема Хекшера-Олина, предложенная ими в 1920-е гг. и развивавшая идеи Д. Риккардо о теории сравнительных преимуществ в международной торговле, согласно которой в основе международной торговли лежат межстрановые различия в запасах факторов производства. В соответствии с этой теорией, страны специализируются и экспортируют продукцию, при производстве которой обладают избыточными факторами производства, и, наоборот, импортируют продукцию, в производстве которой обладают дефицитными факторами производства.
В частности, страна, для которой характерен излишек фактора производства «труд» и дефицит капитала, скажем, Китай, должна производить и экспортировать продукцию, которая требует много труда, т.е. трудоемкую продукцию. Страна, в которой, наоборот, относительный избыток капитала, например, США, должна экспортировать капиталоемкие товары, скажем, такие как автомобили. Следствием из теории Хекшера-Олина является тот факт, что наибольшие внешнеторговые потоки должны иметь место между странами, наименее похожими друг на друга. Страны, производящие примерно аналогичную продукцию, торговать друг с другом не должны.
Тем не менее, в 60-70-е гг. ХХ века стало очевидно, что наибольшие товарные потоки в основном приходятся на страны, очень похожие друг на друга (в сравнении с остальным миром) по своей производственной структуре - США и Канаду, Западную Европу, Японию. Одна и та же страна часто одновременно импортировала и экспортировала очень схожую продукцию, например автомобили одного класса. Таким образом, практика не подтверждала теоретические выкладки. Соответственно на рубеже 70-80-х гг. ХХ века Пол Кругман взялся объяснить данный феномен.
В своей статье «Возрастающая отдача, монополистическая конкуренция и международная торговля» («Increasing Returns, Monopolistic Competition and International Trade»), вышедшей в 1979 г., Пол Кругман предложил довольно простую и одновременно гибкую модель международной торговли, объясняющую, почему страны экспортируют и импортируют схожую продукцию.
Модель международной торговли Пола Кругмана базировалась на следующих гипотезах:
• экономия на масштабе производства (эффект масштаба) (более крупные фирмы производят товар с более низкими издержками, по мере наращивания производства средние издержки снижаются);
• монополистическая конкуренция (каждая фирма производит товар, немного отличный от товара конкурентов);
• желание потребителей выбирать из широкого ассортимента продукции [3].
Таким образом, в каждой стране существует спрос на товары компаний разных стран (чтобы расширить ассортимент представленной продукции), каждая фирма стремится продавать свой товар по всему миру (чтобы обеспечить больший объем продаж), при этом каждая фирма производит свой товар только в одной стране в целях удешевления производства. Даже небольшие конкурентные преимущества страны по определенным классам продукции могут увеличиваться многократно в результате расширения масштабов их производства. Следовательно, в равновесном состоянии страны с идентичными характеристиками торгуют друг с другом очень похожими товарами.
Модель Пола Кругмана применяется не только в сфере международных экономических отношений, но и во многих других смежных областях. Практическая значимость разработок Пола Кругмана очевидна. Используя данную модель, можно более конкретно оценить последствия самых разных направлений политики от промышленной до торговой политик. Соответственно страны активно используют модель П. Кругмана при разработке стратегических ориентиров своей политики. Так, для потребителей очень важна диверсификация, что и объясняет выживание и успех товаров с более высокой себестоимостью, но обладающих отличительными особенностями.
Еще одна из областей применения теории П. Кругмана – переговоры в рамках международной торговли. Например, Всемирная торговая организация (ВТО) применяет модели, базирующиеся на теории П. Кругмана, для оценки, насколько эффективно использование определенных методов либерализации во внешнеторговой сфере.