1. Местные органы власти СССР в 1920 – 1930 гг. 2 2. Центральные органы государственного отраслевого управления 6 3. Система правоохранительных органов СССР в 1920 – 1930 г.г. 10 4. Адвокатура, милиция и исправительные учреждения в СССР 1920 – 1930 г.г. 16
Московский университет

Развитие государственного аппарата СССР в 1920 – 1930 гг.

контрольная работа
Историко-правовые
20 страниц
87% уникальность
2014 год
8 просмотров
Маняхина Л.
Эксперт по предмету «История Отечественного государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
3
4
Список литературы
Рассмотрение развития государственного аппарата в указанный пери-од российской истории начнем с местных органов власти. В рассматриваемый период местные органы власти получили даль-нейшее развитие, их статус уточнялся в зависимости от потребностей прак-тики. VIII Всероссийский съезд Советов принял постановление «О совет-ском строительстве», которым, среди прочих, были урегулированы вопро-сы взаимоотношений центральных и местных органов. Постановление предусматривало, что постановления местных съездов Советов могли быть отменены только вышестоящими съездами и их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления исполкомов и их президиумов также и СНК РСФСР. Таким образом, наркоматы не могли отменять постановлений съездов местных Советов, а исполкомы получили право приостанавливать (в исключительных случаях) распоряжения народных комиссариатов. Ослабление чрезмерной централизации управления, сложившейся за годы войны, выразилось и в том, что все центральные ведомства должны были вести свои дела на местах через Советы и их отделы . Поэтому самостоятельные местные органы этих ведомств упраздня-лись за исключением случаев, предусмотренных специальными постановле-ниями ВЦИК и его Президиума. Расширению прав местных органов власти способствовало поручение съезда Советов Президиуму ВЦИК постепенно отменить институт уполно-моченных центральных органов и передать их функции местных Советам. В целях расширения и укрепления связи органов власти с населением указывалось на необходимость привлечение возможно большего числа ра-бочих и крестьян на заседания исполкомов, рекомендовалось проводить их на фабриках и заводах. В развитие решений в период проведения НЭП 419 VIII Всероссийского съезда Советов Президиум ВЦИК принял ряд поста-новлений: «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установлен-ные сроки съездов Советов», «О созыве регулярных расширенных совеща-ний представителей сельских Советов, волостных Исполнительных Комите-тов и уездных Исполнительных Комитетов», «Об организации городских Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов» и др. IX Всероссийский съезд Советов внес необходимые коррективы в пра-вовые основы организации и деятельности местных органов власти: увели-чивались сроки полномочий Советов (частые перевыборы, до трех раз в год, не способствовали стабилизации их работы). Съезд установил, что очередные съезды Советов автономных республик и областей, губернские, уездные и волостные съезды созываются один раз в год. Такое же правило устанавливалось для городских и сельских Советов. Изменялась структура исполкомов. На уездном уровне были ликви-дированы отделы: рабоче-крестьянской инспекции, юстиции, народного хо-зяйства и чрезвычайной комиссии. Вместо них допускалось назначение со-ответствующими отделами губисполкомов уполномоченных при уисполко-мах. После съезда были пересмотрены действовавшие положения о сель-ских Советах и волостных исполкомах, приняты положения о губернских и уездных съездах Советов, городских Советах и их исполнительных комите-тах. Уездные съезды Советов созывались один раз в год и составлялись из делегатов сельских Советов, Советов городов, фабрично-заводских посел-ков, фабрик и заводов, находящихся вне поселений. Губернский съезд Со-ветов, созываемый также один раз в год, состоял из делегатов, избираемых городскими Советами, Советами поселков городского типа с населением более 3000, заводами и фабриками, расположенными вне городов и посел-ков. Между съездами высшими органами власти на территории уезда или губернии являлись соответствующие исполкомы.
Читать дальше
Обратимся к системе центральных органов отраслевого управления. В 1920-е гг. она претерпела значительные изменения. В 1921—1922 гг. управление средними и мелкими предприятиями было передано местам, допускалась сдача их в аренду кооперативам и частными лицам. Для коор-динации деятельности всего местного хозяйственного аппарата согласно по-становлению VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах эко-номического управления» в 1921 г. при губисполкомах были образованы губернские экономические совещания (губэкосо). Они были призваны со-гласовывать деятельность местных органов ВСНХ и наркоматов продо-вольствия, труда, финансов. Вслед за этим были образованы областные экономические совещания, а в июне 1921 г. решением ВЦИК были созданы экономические совещания в уездах (районах), крупных фабрично-заводских поселках и волостях. Низовыми органами СТО РСФСР стали крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства и фабрично-заводские экономические совещания, образуемые при управлениях фабрик и заводов. Повышение роли СТО РСФСР, создание при нем названных выше ор-ганов обусловил изменение статуса ВСНХ и его органов на местах. В мае 1921 г. была изменена структура ВСНХ. Общее руководство промышлен-ностью осуществлял его Президиум, а управление отдельными отраслями возлагалось наглавным управления (главки) ВСНХ. В отличие от главков периода военного коммунизма, работавших на строго централизованной основе, главки ВСНХ свои функции осуществляли через совнархозы рес-публик, промышленные бюро и губернские совнархозы, которым и были переданы функции непосредственного руководства основной массой пред-приятий. Число главок по сравнению с предшествующим периодом суще-ственно сократилось: с 52 до 16 . Восстановление народного хозяйства. Согласно Наказу СНК РСФСР о проведении в жизнь начал новой экономической политики и утвержден-ным СТО РСФСР «Основным положениям о мерах к восстановлению круп-ной промышленности и поднятию и развитию производства» ВСНХ был, по сути дела, реорганизован в наркомат промышленности. Все подчинен-ные ему предприятия (крупные и важные с государственной точки зрения) переводились на хозрасчет. В том же 1921 г. появилась новая организаци-онная форма управления промышленностью — государственный промыш-ленный трест, типовое положение о которых было утверждено ВСНХ 12 сентября 1922 г. Чтобы облегчить выход на рынок и для удержания на нем позиций, тресты начали объединяться в синдикаты. Таким образом, к 1923 г. сложилась система управления промышленностью, включавшая ВСНХ (или губсовнархоз), трест и предприятие. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 г. трест определял-ся как государственное промышленное предприятие, которому государство предоставило самостоятельность в производстве операций согласно утвер-ждаемому уставу и которое действует на началах хозрасчета с целью из-влечения прибыли. Трест обладал правами юридического лица. Государ-ство не отвечало по его долгам, а обязательства обеспечивались имуще-ством, находившимся в распоряжении треста. В 1927 г. было принято новое Положение о трестах. Теперь не только трест в целом, но и входившие в него производственные предприятий пере-водились на хозяйственный расчет (но директор предприятия сделки мог совершать только по доверенности треста и от его имени). В то же время самостоятельность трестов была сужена: органы, в ведении которых они со-стояли, получили право изменять их состав утверждать уставные фонды и промышленно-финансовые планы, устанавливать основные показатели дея-тельности, контролировать работу трестов и т.д.
Читать дальше
Система правоохранительных органов подверглась глубокой и все-сторонней реформе. Несмотря на то что по этому вопросу много написано, введение за последнее время в научный оборот новых данных дает возмож-ность оценить проблему по-новому, внести существенные уточнения в при-знанную концепцию перестройки системы правоохранительных органов с переходом к новой экономической политике. Ход и результаты это рефор-мы нужно связывать с установкой, сформулированной В.И. Лениным, что политического нэпа не будет, с воздействием внешнеполитического факто-ра, с неприятием нового курса значительной частью членов руководящей партии и т.д. Первой по времени была осуществлена реформа ВЧК. Резолюция ликвидации ВЧК и ее органов на местах была принята IX Всероссийским съездом Советов, а 6 февраля 1922 г. ВЦИК принял декрет об упразднении ВЧК, согласно которому при НКВД создавалось Государственное полити-ческое управление (ГПУ), наделявшееся, по декрету, только правом ведения расследования и не имевшее полномочий вынесения внесудебных пригово-ров. Не оспаривая того, что сам факт перехода к новой экономической по-литике обусловил ускоренную разработку законодательства и реформу правоохранительных органов, следует указать, что на интенсивность и со-держание этой работы самое непосредственное влияние оказал внешний фактор, в частности подготовка и проведение Генуэзской конференции. Приглашение на нее Советской России связывалось с выполнением шести условий, в том числе с обязательством восстановить «систему законодатель-ства суда, которая беспристрастно ограждала бы права и обязательства, вытекающие из коммерческих и другого рода договоров, и обеспечивала бы их принудительную силу», ликвидировать чрезвычайную юстицию и т.д. После образования Союза ССР было создано Объединенное государ-ственное политическое управление, положение о котором было принято 15 ноября 1923 г. К 1927 г. структура центрального аппарата состояла из коллегии, административно-организационного управления, секретно-оперативного управление, экономического управление, главного управле-ние пограничной охраны и войск, специального (шифровального) отдела, особоуполномоченного при коллегии, Особого совещание при коллегии, судебной коллегии. Подчиненными ОГПУ СССР органами являлись ГПУ союзных республик, полномочные представительства, губернские (област-ные) отделы.
Читать дальше
Принятый 26 мая 1922 г. 3-й сессией ВЦИК IX созыва Закон об адво-катуре предусматривал создание коллегий защитников при губернских от-делах юстиции. Члены коллегий не имели права занимать должности в гос-ударственных учреждениях и предприятиях (за исключением выборных и профессорско-преподавательских в вузах, а с 1926 г. должности юрискон-сультов в государственных учреждениях и предприятиях). Руководящим органом коллегии являлся ее Президиум, избиравшийся общим собранием членов. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. зада-чами коллегии защитников было обеспечение трудящихся юридической помощью при решении гражданских споров и рассмотрении уголовных дел. Основы судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. расши-рили полномочия адвокатуры. Как и суды, адвокатура была поставлена под партийный контроль. ЦК РКП(б) 2 ноября 1922 г. издал специальный циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегию защитников». Коммунистам, вступившим в колле-гию адвокатов, запрещалось принимать к защите дела, «направленные к защите интересов буржуазии, контрреволюционных и нечистоплотных эле-ментов (взяточников, расхитителей, насильников и др.)». Кроме того, на них возлагалась обязанность быть «органом надзора за антисоветскими элементами» в коллегии адвокатов. Что касается органов милиции, они находились в ведении наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик. В РСФСР организаци-онная структура и основные задачи милиции были определены Положени-ем об НКВД от 23 мая 1922 г. В составе НКВД РСФСР имелось Главное управление рабоче-крестьянской милиции, на местах — губернские, уезд-ные и районные управления милиции, входившие в состав отделов управ-ления исполкомов соответствующего уровня (они являлись местными орга-нами НКВД). Начиная с 1922—1923 гг. штатная численность милиции последова-тельно сокращалась, структура ее упрощалась (например, в 1923 г. вместо трех управлений — организационно-административного, главного управ-ления милиции, отдела уголовного розыска — было создано Центральное административное управление НКВД РСФСР), содержание было передано на местные бюджеты, что повлекло уменьшение штатной численности ми-лиции, наблюдавшееся до конца 1920-х гг. Существенное сокращение штатов милиции пытались компенсировать привлечением к охране общественного порядка и борьбе с преступностью самого населения. Принимавшиеся меры организационного укрепления милиции, со-вершенствования правового регулирования ее деятельности не приносили желаемых результатов из-за низкого уровня материального обеспечения работников милиции, необеспеченности жильем, тяжелых условий работы. В результате текучесть личного состава милиции в середине 1920-х гг. в ряде губерний достигала 400%, т.е. в течение года кадры менялись четыре раза. Острейшая нехватка ресурсов не позволяла обеспечить отбор в орга-ны внутренних дел людей, отвечавших необходимым требованиям. Неудовлетворительное состояние кадров органов внутренних дел и основные причины этого хорошо понимались на самом высоком уровне. Об этом можно судить по одному из постановлений Оргбюро ЦК РКП(б) (ап-рель 1923 г.): «Обязать губкомы всемерно стремиться к искоренению наблюдающегося отвлечения внимания милиции от прямого своего долга на изыскание побочного заработка на почве их необеспеченности и связан-ных с этим проявлений взяточничества и иных преступлений по должности, путем всемерного улучшения материального положения строевого состава милиции, дабы реально приблизить размеры получаемого ими содержания к прожиточному минимуму...» .
Читать дальше
1. История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаев.- М.: Проспект, 2011. 2. История отечественного государства и права. Курс лекций. Часть IV / Под ред. Н.В. Михайловой., М. 2012. 3. Кутьина Г.А. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отече-ственного государства и права. М., 2013. 4. Мулукаев Р.С. История государственного управления в России: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА - 2012. 5. Российское законодательство X-XX в.в. Т.3. – М., 1985. 6. Чистяков О.И. История отечественного государства и права В 2-х частях. М., 2013.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Методика проведения анализа интернет-магазина «Alessandro Frenza»
Количество страниц:
10
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Маркетинг
контрольная работа
Финансы и кредит
Количество страниц:
19
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Финансы и кредит
задача
Решения задач
Количество страниц:
5
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image