Каждый руководитель стремится работать с самыми толковыми, исполнительными, неконфликтными специалистами. Поиск таких людей - забота не только службы персонала, но и самих управленцев.
Квалифицированные кадры играют важнейшую роль в работе современного предприятия. Они являются одним из его главных производственных активов, а для отдельных сфер бизнеса – практически единственным. В связи с постоянным укрупнением, расширением современного рынка, производства и торговли, регулярным появлением все новых и новых фирм спрос на персонал ежегодно увеличивается. Появляются новые требования к управлению персоналом. Теперь не только поиск, подбор и привлечение, но и адаптация, обучение сотрудников, управление их развитием, лояльностью, эффективностью, а также удержание специалистов – все это является ключевыми направлениями деятельности современной системы управления персоналом. Это уже актуально как для малого, так и крупного бизнеса, а также для различных областей предпринимательства, и разных специализаций.
Одной из наиболее важных функций управления персоналом является удовлетворение потребностей организации в необходимой рабочей силе в количественном и качественном выражении. Реализация этой функции обеспечивает эффективность бизнес-процессов и позволяет организации продвигаться на рынке.
Концепция набора и отбора должна быть ориентирована на то, что залог достижения целей и дальнейшего развития предприятия – своевременное обеспечение его квалифицированным персоналом.
Отбор персонала — это серия мероприятий, осуществ¬ляемых организацией для выявления из списка заявите¬лей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
В большинстве случаев в оценке кандидатов используются методы, направленные на изучение практического опыта соискателей или выявление их личностных качеств. Основной метод, обычно применяемый при отборе - интервью, которое позволяет оценить опыт кандидата, но при этом оценке его профессиональной пригодности не уделяется внимание.
Отбор персонала должен осуществляться с детализацией и формализацией требований к вакантной позиции и кандидатам. Для оценки могут использоваться существующие на предприятиях должностные и производственные инструкции или создаваться такие регламенты, как профиль требований, модель компетенций или портрет идеального и допустимого кандидата. Хорошо, если разработаны организационные ценности и нормы.
Описание вакансии может осуществляться с помощью набора методов: анализа рабочих функций, метода экспертной группы, тестирования, интервью по поведенческим моделям. Конечно, на крупных предприятиях сделать подобный анализ каждого рабочего места практически невозможно, особенно когда производство значительно диверсифицировано. В таких случаях делают группировку сходных и смежных должностей и определяют общие требования к кандидатам, а конкретизируют их уже в ходе отбора. При этом необходимо помнить, что каждая профессия или специальность имеет свои особенности, которые следует учитывать.
Читать дальше
1. Абакутина О. В., Чупрова Д. Б. Анализ современных методов отбора персонала// - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 143 с.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник./В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.
3. Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников/ - СПб.: Экон. шк.: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов, 2010.- 547 с.
Читать дальше