Ценности человека представляет собой наиболее важные качества внутренней структуры его личности, которые являются особо значимыми.
Ценности влияют на поведение человека, его коммуникацию, то есть взаимоотношения с другими людьми, опосредуют его повседневную активность и деятельность, способствуют формированию наиболее социально значимых черт и качеств личности (например, толерантность, эмпатия, вежливость, высокий уровень нравственности).
Таким образом, ценностные установки формируют базу для поведения и сознания человека, влияя на их дальнейшее развитие.
Стоит особо отметить, что ценностям присуща некоторая доля субъективизма, иначе говоря, они носят относительный характер. Суть данного высказывания заключается в том, что ценности у каждого человека приобретают некоторый оттенок индивидуальности, то есть у каждого человека есть своя, свойственная только ему, система ценностей, которая оказывает на него непосредственное влияние, при этом его система ценностей находит некоторые общие черты с системами ценностей других людей (общепринятые ценности).
В любом случае, конкретная система ценностей, свойственная только данному индивиду, определяет его развитие, характер его деятельности, а также выступает регулятором поведения.
Социализация представляет собой процесс формирования личности, то есть социально значимых качеств. Социализация есть непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь человека.
Социализация возможна только в обществе. Так, семья, выступая в роли группы, обеспечивающей первичную социализацию, закладывает основы характера ребенка, учит его таким понятиям, как добро и зло, плохие и хорошие поступки, мораль, нравственность; семья учит ребенка правильной коммуникации с иными членами общества и др.
Стоит вспомнить в данном случае о такой категории лиц, как феральные люди. Иначе говоря, бытовой термин для них - «дети-Маугли». Здесь речь идет о детях, которые выросли вне человеческого общества, например, в стаях животных. Когда такой ребенок обнаруживается, то специалисты приходят к соответствующему выводу о том, что бедные дети попросту не могут жить в обществе, у них отсутствуют элементарные представления о человеческой социальной природе и навыки общения, для них свойственно животное поведение и животный характер деятельности.