В условиях современного образования все актуальнее становится проблема создания методики обучения литературе, обращенной к внутреннему миру школьника, учитывающей его психологические особенности, направленной на углубление восприятия и понимания им литературы.
Задача преподавателя развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведении. В одиннадцатом классе ученик стоит на том переломном моменте, когда он уже не ребенок, но еще и не сформировавшаяся личность, поэтому особенно важно направить его в русло, полезное ему в духовном плане. Освоение неординарной и многоплановой лирики К.Д.Бальмонта обогатит внутренний мир учащихся, поможет открыть им новые грани в себе и в окружающем мире, что достигается сложностью психологических переживаний поэта.
Анализ действующих программ по литературе показывает, что на современном этапе развития литературного образования творчество К. Д. Бальмонта на уроках литературы изучается не в полной мере. Так, в программах М.Б. Ладыгина и А.И. Княжицкого, даже при обзорном изучении поэзии рубежа веков, имя Бальмонта не упоминается, несмотря на то, что он один из ярких представителей поэзии старших символистов. В. Г. Горецкий, Г. И. Беленький, В. Г. Маранцман в своих программах предлагают изучение творчества К. Д. Бальмонта в контексте обзора лирики рубежа веков. В их вариантах поэзия данного периода рассматривается с целью выявления особенностей символистского течения и тесно связанным с ним понятием образа-символа. Этот аспект рассматривается на примере творчества А. А. Блока, А. Белого, А. Брюсова, К. Д. Бальмонта и др.
Исключением из указанных программ является методический путь целостного изучения творчества К. Бальмонта. Предложенная авторами-составителями книга Е. М. Болдыревой и А. В. Леденёвым «Поэзия серебряного века в школе» отражает, на наш взгляд, наиболее продуктивный путь изучения творчества К. Д. Бальмонта. Современный читатель-школьник не имеет полноценного представления о Бальмонте как о выдающемся поэте серебряного века, о его миропонимании и особенностях его поэтики. А знакомство с поэтом невозможно без знакомства с его творчеством, ведь глубина и оригинальность поэтического мышления художника раскрываются лишь при анализе его художественных текстов. Авторы книги предлагают поступательное изучение поэзии серебряного века - от теоретико-литературного к историко-литературному, что позволяет на заключительном этапе школьного образования создать у учащихся целостное представление о художественном наследии серебряного века.
Читать дальше