Аравия вошла в мировую историю во времена пророка Мухаммеда. Это поистине неистовый в своей вере человек, как бы вдохнул новую жизнь в каменистые пустыни Аравийского полуострова и сделал их местом, где царит Идея и Дух новой мировой религии – мусульманства.
Города Аравии, Мекка и Медина из маленьких поселений превратились в духовные центры всего «исламского мира». Путешествие в них – «хадж», стали не просто вожделенным желанием каждого доброго мусульманина, но и одним из 5 важнейших столпов веры.
На арабском языке был записан священный Коран.
Здесь находилась священная Кааба и была родина первых Халифов.
Не было в Аравии только спокойствия, стабильности и завещанного мира.
Аравия оставалась страной раздробленной на множество княжеств – оазисов, которыми по традиции беспрекословно управлялись вождями племен – шейхами. Они не видели смысла в единении и лишь изредка создавали конфедерации, которые быстро распадались.
В общем, взаимопонимания между аравийцами не было.
Удивительно, но все аравийцы добросовестно и безоговорочно исповедовали ислам. А ведь ислам с момента своего зарождения был в большой степени государство образующей религией.
Читать дальше
Достаточно вспомнить Великий Халифат, впитавший в себя огромные территории Азии, Африки и даже Европы. Его последующий распад не вызвал в странах его составлявших распад государственности. Мусульманская вера, как духовная скрепа, продолжала объединять в единое целое подданных-мусульман, вокруг новых, национальных династий Ахеменидов, Фатимидов, Аюбидов и т.д. Сохранили отменную государственность Персия, Египет, Османская империя…
А вот для Аравии, бывшей родиной Ислама и Муххамеда, вера не становилась этой самой духовной объединяющей силой и даже в начале XVIII века Аравийский полуостров не заимел зачатков государственности. Но уже в конце того же века на этой же территории возникли уже не зачатки государственности, но государство в самом полном смысле этого слова.
Связывается эта замечательная метаморфоза с зарождением и деятельностью религиозной доктрины – ваххабизма. Основоположник учения ваххабитов недждийский (от Неджд – название одной из аравийских провинции) богослов Мухаммед ибн Абдальваххаб из племени бану тпамим.
Надо сказать, что ислам владел умами аравийцев в недостаточной степени. Каждый оазис, будучи племенным центром, культивировал какое-то собственное исповедание, чтил своих богов и кумиров и тем самым «оскорблял чистоту единобожия».
Ваххабиты во главе со своим лидером резко воспротивилось такому обычаю. Они обращались в своих проповедях в истокам мусульманского вероучения: моральной чистоте, строгости и простоте нравов. Для жителей пустыни, имеющим привычку к тяжелым природным условиям, эта проповедь не была чем-то «из ряда вон» выходящим, и в общем, они были согласны на такие лишения за веру. Но нападки новых проповедников на «месточтимых богов и кумиров» вызывали возмущение.
Надо сказать, что Османская империя в это же время, в полной мере пыталась «отуречить» население полуострова. Отправляла туда своих чиновников и солдат и тоже активно боролась с местными культами. При этом еще и требовали джизью – особый налог, как с неверных
Читать дальше
В этом контексте жесткая проповедь ваххабитов, вместе с лозунгом независимости и свободы, нашла благожелательный отклик в сердцах аравийцев. Так что государственно образующей скрепой ваххабитского государства стал ислам в его совокупности с национально-освободительным уклоном. Заметим, кстати, что и сегодня ваххабизм пускает свои корни там, где существуют (или могут возникать) факторы национального угнетения мусульманских народов.
Собственно говоря, фактор угнетения мусульман всегда вызывал в исламском мире большое возмущение. Исламское учение в числе 5 столпов веры упоминает священную войну «газават» для освобождения «братьев по вере» от угнетения неверными. Теперь исключительно агрессивный «газават» чаще называют сравнительно нейтральным «джихадом», но суть дела от этого не меняется.
Читать дальше
1.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: ПИТЕР, 2014, - 420 с.
2. Данилец А.В. Перекрёстки ваххабизма: записки «из личного опыта».// Геополитический мониторинг России. Вып.16 СПб.: - С. 96 -104
3.Джентиев Д. Р. Новая история стран Азии и Африки. XVI-XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб. заведений: 3 ч. Часть 2 / Под ред. А. М. Родригеса-Фернандес. — М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 463 с
Читать дальше