Учение Пиаже об интеллектуальном развитии детей может во многом восприниматься как основа для последующих разработок в этой области. Он создал своеобразный каркас, позволяющий говорить об интеллектуальном развитии структурно.
При этом интересны комментарии, которые он сам же делает в своей работе. При взаимоотношении ребенка со средой, среда воспринимается как чужеродный объект, как фактор, стимулирующий процесс восприятия и познания. Но при этом среда не является определяющим фактором развития, то есть вне зависимости от окружающих ребенка факторов интеллектуальное развитие будет двигаться согласно стадиям.
Главный оппонент Пиаже в этом вопросе – Выготский – наоборот, определяет среду как наиважнейший фактор человеческого развития.
Это столкновение мнений наиболее интересно для меня, это ответ на вопрос – нужен ли ребенку для развития учитель, и каким он должен быть.
Пиаже прямо утверждает, что для детей потребность в учителе минимальна. При этом следует учитывать, что под интеллектуальным развитием он понимает в этот момент не различия в уровне эрудиции или способности максимально быстро решить ту или иную задачу. Речь именно об уровне развития базовых интеллектуальных способностей – умения анализировать, выделять главное, сопоставлять, делать выводы о тождественности понятий. По Пиаже этими навыками в обязательном порядке овладевают все дети примерно в одном возрасте. Таким образом, деятельность преподавателя и воспитателя сводится только к передачи того, что ребенок сам может воспринять.
Получается, что ребенок рождается с определенным уровнем возможно допустимого интеллектуального развития и научить его большему невозможно. И здесь идет зависимость, обратная привычной нам – не от обучения зависит развитие, а от возможностей развития зависит предел обучения.
Однако, на мой взгляд, участие внешних факторов просто необходимо. По мнению Пиаже в основе познания ребенком мира выступают его действия, а именно окружающие его люди, в первую очередь учителя, создают для ребенка «столкновения со средой». Если ребенок не будет видеть больших и маленьких предметов, различных фигур, ярких цветов и вулканов, он не сможет логически дойти до соотношения размеров, наличия спектра или существования других стран, морей и океанов.
Именно в создании таких контролируемых точек столкновения и заключается роль учителя.
При этом говоря о стадиях развития, Пиаже сводит на нет индивидуальный подход к развитию интеллекта, что позволяет говорить о возможности комплексного общего образования, способного развить интеллект у всех участников образовательного процесса.
Именно это делает идеи Пиаже базовой деталью в картине общего видения развития детского интеллекта. На мой взгляд, вполне заслуженно.
Читать дальше